Наука и техника Наука и техника - Отражательно-регуляторная сущность
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Эмоции arrow Эмоции и сознание arrow Отражательно-регуляторная сущность
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Отражательно-регуляторная сущность
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
20.07.2010 г.
Отражательно-регуляторная сущность этических и познавательных чувств человека
Для правильного и более полного определения различий между эмоциями и чувствами и для понимания специфики чувств как отражения действительности мы остановимся на кратком анализе сущности и структуры основных человеческих чувств: этических, познавательны и эстетических.
Этические чувства - сложные образования, играющие важную роль в психической жизни личности. Они являются существенной составной частью нравственного сознания.
 
Этические чувства связаны с нравственными убеждениями, идеалами личности, с ее конкретной ежедневной деятельностью и общением с людьми. Только вместе с нравственными чувствами нравственные убеждения и представления человека мотивируют его поведение, определяют его отношение к остальным членам общества, к собственным обязанностям, общественному долгу и поручению коллектива. Одна из основных задач воспитания нового человека заключается в том, чтобы в процессе этого воспитания осуществлялось гармоническое единство между потребностями общества и идеалами, интересами и убеждениями личности.
Особую роль в процессе этого гармонического бытия личности играют этические чувства. Трудно себе представить человека, который, преодолевая большие трудности, в состоянии совершить великий подвиг, если дело, которому он посвятил себя и которое для него coставляет главную цель, не вызывало бы в нем сильны эмоциональные переживания.
Можно утверждать, что нравственно воспитанным  зрелым человеком будет не тот, кто лишь знает нормы и правила поведения, а тот, у кого знания связаны с чувством, с определенным эмоциональным отношением и составляют убеждения, сердцевину его личности. «По нашему мнению, убеждение и знание,- пишет Н. А. Добролюбов, - только тогда и можно считать истинным, когда оно проникло внутрь человека, слилось с его чувством и волею, присутствует в нем постоянно, даже бессознательно, когда он вовсе о том и не думает».
Только гармоническое сочетание этических представлений с этическими чувствами личности гарантирует: единство убеждений и поступков человека в его практической деятельности. Этой гармонией можно объяснить бесстрашие героев, отдавших свою жизнь за счастье народа, героизм борцов за свободу.
Мы уже видели, что подкрепление какой-либо деятельности организма приводит к «снятию» ряда неприятных раздражений, к преодолению больших трудностей на пути к осуществлению этого подкрепления. С этой точки зрения можно понять физиологические и психические механизмы преодоления больших трудностей на пути достижения общественно значимых целей. При таком истолковании этических чувств легко понять, почему те закономерности, которые создает какой-то коллектив как целое, являются одновременно мотивирующим фактором и для отдельного его члена. Этические чувства следует рассматривать как общественный продукт не только в том смысле, что они возникли исторически в процессе трудовой деятельности людей, но и потому, что каждый раз у всякой личности они вновь становятся «человеческими» в труде, в процессе личного участия в решении различных общественно значимых проблем (материальное производство, научная, педагогическая, художественная деятельность).
Этим объясняется невозможность воспитания полноценных этических чувств лишь при помощи разъяснений, лекций, логического доказательства, иногда даже и личным примером. Человек как личность сам должен в той или другой степени испытывать эти чувства. В процессе труда и в процессе жизни вообще возникает то внутреннее, присущее каждой отдельной личности субъективное состояние, сравнение с которым внешних предметов, поступков людей и событий вызывает чувства и эмоции человека.
Превращение ряда общественных требований,  норм общежития и поведения в обществе во внутренние убеждения (принципы деятельности личности) ведет к возникновению идеала личности.  Это превращение  всегда связано с этическими переживаниями. Без них этические понятия, прививаемые личности, не находят почвы для своего развития. Рано или поздно они теряют свою ценность для мотивации поведения, для детерминации деятельности личности. В этом процессе превращения требований общества в идеалы личности этические чувства играют роль, аналогичную роли безусловного подкрепления или электрического раздражения «подкрепляющих» зон в головном мозгу при образовании условных рефлексов. Эта закономерность была верно замечена еще Аристотелем, который писал, что «юношей воспитывают тем, что направляют их путем наслаждения и страдания; ...ибо это распространяется на всю жизнь и имеет большое значение и силу... ибо приятное люди избирают, а сопряженного со страданием избегают».
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam