Наука и техника Наука и техника - Связь этических и эстетических чувств
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Эмоции arrow Эмоции и сознание arrow Связь этических и эстетических чувств
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Связь этических и эстетических чувств
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
20.07.2010 г.
С позиции понимания «подкрепляющей» роли чувств понятно, почему воспитательное воздействие произведений изобразительного искусства, литературы, кино, театра и т. д. эффективно только при условии, если эти произведения вызывают эстетические переживания. В этом заключается, как будет показано в дальнейшем, глубокая внутренняя связь этических и эстетических чувств.
Объективно, вне отдельной личности существуют общепринятые нормы поведения, которые имеют обязательный характер для всех членов данного общества, коллектива, группы людей. 
Они составляют содержание нравственности личности. Но для того, чтобы ила и нормы общежития имели обязательный, «санкционирующий», «нормативный», «императивный» характер для поведения личности, они должны .стать его этическими убеждениями и идеалами. Только в качестве таковых они имеют мотивирующее значение, являются побуждениями воли человека.
Этические   чувства   возникают в процессе   усвоения личностью этических норм общества. При сравнении личных поступков, деяний, намерений и помыслов с требованиями общественной морали, выступающей в сознании личности в качестве идеала, интереса и т. д., несоответствие поступков личности ее этическим идеалам вызывает чувство стыда, недовольства собой, желание убежать от людей, чувство позора, ужаса и т. д. Несоответствие поступков и деяний других с этическими идеалами личности вызывает в ней   чувства   протеста,   возмущения, порицания, ненависти, смеха и т. д. При этом смысл возникающих чувств заключается в регулировании поступков, помыслов личности до уровня требований общественной морали. Так, например, Гегель определяет регуляторную роль стыда таким образом. «Он, - пишет Гегель, - представляет собой зачаточный,  не резко  выраженный гнев человека на самого себя, ибо он содержит в себе реакцию на противоречие моего собственного явления с тем, чем я должен и хочу быть, следовательно, защиту моего внутреннего существа против неподобающего проявления его вовне». Этические чувства играют как бы роль «обратной связи», регулирующей поступки личности до уровня ее идеалов.
Для нравственного чувства долг есть конечный идеал, своего рода «подкрепление». Но для достижения этой «этической цели» нужны напряжение и энергия. Если кто-либо думает, что на практике возможно выполнить свой долг без усилий, напряжения, т. е. без эмоциональной реакции на какое-либо общественно значимое явление или событие, то это значит, что он никогда не делал ничего серьезного и значительного.
В процессе возникновения этических чувств, благодаря эмоциональным реакциям, являющимся составными частями этих чувств, происходит мобилизация, «настройка» всех функций организма до уровня требований общественного бытия человека. При осуществлении поступков в сознании личности всегда возникает сравнение результатов этих поступков с этическим   идеалом   (долгом   личности) - возникают   этические переживания. Если поступок (практически совершившийся или только задуманный) совпадает с моральными установками этой личности (в сознании личности выступающими в качестве этического идеала), то появляются положительные этические  чувства,  утверждающие, «подкрепляющие» этот поступок. Если этого совпадения нет, то возникают отрицательные этические чувства, которые тормозят подобные поступки или намерения   личности. При   этом   сущность   этих чувств как специфического отражения действительности заключается в том, чтобы, используя каждый раз в определенной специфической комбинации различные эмоциональные реакции, так «перенастроить» все свойства личности и физиологические отправления организма, чтобы сделать протекание деятельности, санкционированной положительными чувствами, обязательной для личности, а поступки, вызвавшие отрицательные этические чувства, невозможными или маловероятными. При сильных этических переживаниях от аморальных поступков, как говорят, «тошнит», они отвратительны, невыносимы. Несовместимость в этических чувствах принципов морали с не соответствующими им неморальными действиями играет огромную роль в регуляции поведения человека.
Поскольку мораль общества, нравственная идея, этические понятия превращаются в черты личности, то они становятся нравственным идеалом, интересом личности. Поскольку эти идеи и нормы в обществе способны вызывать сложные эмоциональные реакции и регулирование поведения личности, то они выступают в качестве
этических чувств.
Сравнивая структуру этического сознания с современными кибернетическими взглядами на структуру и функции любой сложно организованной системы, мы можем провести следующую параллель. В качестве первоисточника, объекта, «программиста» в деятельности этого сложного психического образования выступают объективно существующие этические нормы общества. Этический идеал личности - это «программа» ее этического сознания. Этические чувства - это «обратная связь», при помощи которой осуществляется регуляция поведения до у «программы», этического идеала, долга.
Стало быть, отношения между людьми отражаются индивидуальным сознанием, с одной стороны, в качестве образов познания этих отношений, нравственных понятий и представлений, которые как этические идеалы личности играют роль «программы» его поведения, и, с другой стороны, в качестве изменений, перестройки, регуляции процессов, свойств и состояний личности, в качестве этических чувств.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam