Наука и техника Наука и техника - Совесть
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Эмоции arrow Эмоции и сознание arrow Совесть
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Совесть
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
20.07.2010 г.
Специфическими этическими чувствами мы называем стыд, любовь, вражду, дружбу, эгоизм, товарищество, раскаяние, честность, доблесть и т. д.
С точки зрения определения сущности этических чувств интересно такое сложное психическое образование, как совесть.
Совесть содержит в себе три существенные стороны: этический идеал (моральные нормы общества, выступающие в качестве черт личности), оценки деятельности и этические чувства, возникающие от совпадения или несовпадения поступка с идеалом. Этимологический анализ этого понятия показывает, что его сущность заключается в регуляции поведения человека сообразно с общепринятыми нормами, в требовании вести себя так, как и другие. Эта «регуляторная» сущность отмечалась многими поэтами, писателями и драматургами. Так, у А. С. Пушкина мы находим великолепные строки, выражающие суть совести:
«...совесть, Когтистый зверь скребущий сердце, совесть,
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый, эта ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы
Смущаются и мертвых высылают»
Чисто специфическим для совести чувством является стыд. Это человеческое чувство, которое всегда связано с взаимоотношениями между людьми. Посредством множества эмоциональных компонентов этого чувства тормозятся поступки или желания личности, которые противоречат ее нравственным убеждениям, этическим идеалам имеет сложный эмоциональный состав, как в специфических субъективных переживаниях, так и в объективных изменениях организма (сердечнососудистая деятельность, мимика, соответствующее поведение). В этических чувствах И. Кант видел психологический аппарат, при помощи которого осуществляется соответствие воли с объективными и не зависящими от желания личности отношениями между людьми. В процессе эмоционального отражения действительности в виде этических чувств субъект не может поступить иначе, чем так, как он поступил, в чем и заключается нормативный, принудительный характер этических чувств. Регулирующий характер этических чувств, по Канту, заключается в том, чтобы человек действовал согласно своим этическим идеалам и моральным требованиям общества.
После рассмотрения сущности и структуры этического сознания интересно было бы сравнить их со структурой страстей. В страстях эмоциональная реакция на предмет желаний преобладает над познанием этого предмета. Этим объясняются некоторые психологические особенности нравственного сознания и страстей. Роль этических чувств состоит в регуляции поведения человека, в саморегуляции его личности в соответствии с требованиями общественной морали, ставшей идеалом личности. В них личность как бы изменяется, не меняя причину своих изменений. В страстях направленность изменений личности определяется объектом волевого   акта,  вызвавшего страсть. В них уровень изменений личности определяется трудностью достижения цели и меняется вместе с овладением целью. Поэтому страсти имеют направленность вовне и очень часто характеризуют творческие возможности личности, способствуют успеху определенной деятельности человека, в то время как этические чувства направлены скорее на изменение самой личности и ее поведения.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam