Наука и техника Наука и техника - Общественная активность
  12.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Общественная активность
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Общественная активность
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
15.06.2010 г.
Более конкретно сознательность проявляется в общественной активности людей в различных сферах жизни общества. Общественная активность выступает основным путем познания уровня сознательности людей.
Формы общественной активности при социализме многообразны. Самой распространенной из них является социалистическое соревнование. История развития соревнования в нашей стране выступает объективным показателем роста сознательности широких масс. Это движение выражает действительно новое, социалистическое отношение к труду. 
Оценка, данная В. И. Лениным коммунистическим субботникам - первым ласточкам этого всенародного движения, справедлива и для наших дней.
Повышение участия масс в управлении государством, укрепление общественных начал в партийной жизни, в работе профсоюзов, в обеспечении правопорядка и т. д. также свидетельство роста сознательности масс. Сравнение такого участия в различные периоды истории развития нашего общества позволяет объективно судить об эволюции общественного сознания.
Одной из форм общественной активности является участие в общественной работе, т. е. в социально полезной деятельности, выходящей за рамки оплачиваемого профессионального труда. Этот вид деятельности характеризует особенно высокую степень добровольности и безвозмездности.
Исследователи общественной активности трудящихся, в частности молодежи, приходят к выводу, что в социалистическом обществе выполнение общественных поручений стало нормой поведения людей.
Какими мотивами руководствуются советские люди, проявляя общественную активность? Такой вопрос поставили исследователей г. Казани. Они опросили 1725 молодых рабочих в возрасте до 30 лет на 15 предприятиях Татарской АССР и получили следующие данные (в %): Выполняют общественные поручения:
1 в силу потребности -   6,5
2 в силу привычки -   7,7
3 в силу осознания необходимости для общества и для себя - 34
4 в  силу  уставной  комсомольской  дисциплины  - 24
Вопрос о мотивах занятий общественной работой ставился и свердловскими исследователями, но несколько в другой постановке. Они формулировали его так: что вам лично даст общественная работа? Были получены следующие ответы (в %):
1 моральное удовлетворение - 51,8
2 расширяет кругозор - 41
3 повышает чувство ответственности - 48,2
4 сближает с коллективом, с товарищами - 66
5 делает жизнь более интересной - 46,4 2
Таким образом, как самое участие в общественной работе, так и мотивы его свидетельствуют, несомненно, о высокой сознательности людей. Об этом прежде всего говорит выполнение общественной работы в силу осознания необходимости ее для общества и для себя (34%) (в первом опросе) и выполнение ее в силу того, что она сближает человека с коллективом, с товарищами (66%) (во втором опросе). Понятно, об этом же говорит и то, что общественная работа приносит людям моральное удовлетворение, что она выполняется определенной частью людей уже в силу потребности.
В нашем обществе активность участия людей в общественной работе все время повышается. Свидетельством тому служит возрастание численности общественных организаций, актива Советов, появление новых форм массовой активности трудящихся в управлении производством и т. д. Действие этой закономерности подтверждается и данными конкретно-социологических исследований. Так, сравнительное исследование общественно-политической активности трудящейся молодежи в 1929 и 1966 гг. на Урале показало, что «общественно-политическая актинием, удящейся молодежи, выражающаяся в форме общественной деятельности, возросла за эти годы как минимум в два раза».
За этот период общественная активность рабочей молодежи изменилась не только в количественном, но и, что весьма важно, в качественном отношении. Если в 20-е годы большая часть времени, затраченная на участие в общественно-политической жизни, уходила на такие формы ее осуществления, как митинги, сходы, собрания и т. д., и лишь незначительная его часть использовалась на непосредственное выполнение общественных поручений, то в 1966 г. с  этого времени шло на общественную работу и лишь на собрания, совещания, митинги и тому подобные мероприятия».
Конечно, возрастание общественной активности проходит далеко не гладко. В тех же конкретных социальных исследованиях общественной активности молодежи обнаружено, что есть еще немало молодых людей, вовсе не приобщенных к общественной работе. Поэтому вопрос о вовлечении в общественную работу самых широких слоев трудящихся, особенно молодежи, является одним из важнейших в деле коммунистического воспитания. Он является таковым потому, что по общественной активности мы как раз и можем прежде всего судить об уровне сознания общества.
Развитие общественного сознания, рост сознательности масс отличаются при социализме большой целенаправленностью. В связи с выяснением этой особенности важно отметить, что в нашей стране и в других странах социалистического содружества в деле формирования духовного облика новых людей накоплен богатый опыт, требующий своего осмысления. О чем же свидетельствует этот опыт? Он свидетельствует прежде всего о том, что вполне возможно целенаправленное качественное изменение сознания целого общества. Оказались полностью несостоятельными часто повторявшиеся в прошлом да встречающиеся еще и сейчас утверждения о том, будто бы сознание людей изменить невозможно, что инстинкты обладания частной собственностью, жадность и т. п. являются вечными и неизменными. Жизнь показала, что при социализме происходит полное обновление общественных отношений, а на их основе - формирование нового сознания.
Социалистическая революция, строительство нового общества осуществляется под руководством рабочего класса и его партии. На плечи этого класса ложится задача перевоспитания миллионных масс. Но он и сам еще нуждается в воспитании, ибо несет значительный груз прошлого в виде буржуазных и мелкобуржузных представлений и взглядов, привычек и традиций. «Рабочие строят новое общество, - писал Ленин, - не превратившись в новых людей, которые чисты от грязи старого мира, а стоя по колени еще в этой грязи. Приходится только мечтать о том, чтобы очиститься от этой грязи. Было бы глубочайшей утопией думать, что это можно сделать немедленно».
Весь период революции, социалистического строительства -  это период самовоспитания общества, очищения от грязи старого мира. Самовоспитание органически сочеталось с воспитанием масс со стороны наиболее сознательной и организованной части рабочего класса-Коммунистической партии. Без идеологической работы партии, проводимой через государство и его органы, общественные организации, все социалистические коллективы невозможно осуществить коренной переворот в духовной жизни людей. Роль партии состоит в том, что она разрабатывает научную идеологию, составляющую сердцевину общественного сознания, и вносит ее путем убеждения в умы широких масс народа.
Формирование нового сознания происходит в острой борьбе с буржуазной и мелкобуржуазной идеологией и психологией. В. И. Ленин неоднократно указывал на сложность и трудность борьбы за изменение психологии миллионов людей. «Привычки капиталистического строя, - говорил он, - слишком сильны, перевоспитан, воспитанный веками в этих привычках народ дело трудное и требующее большого времени». Особенно сложно воспитание социалистического отношения к труду и общественной собственности, т. е. самых существенных сторон нового сознания. «Строить новую дисциплину труда, строить новые формы общественной связи между людьми, строить новые формы и приемы привлечения людей к труду, это - работа многих лет и десятилетий».
Наша партия отдает себе отчет в сложности задачи коммунистического воспитания, отчет в том, что хотя советское общество со времени Октябрьской революции и достигло крупных успехов в воспитании, развитии духовной культуры, но и после победы социализма в этой области есть немалые трудности, противоречия, на преодоление которых направлены усилия партии, государства, всей советской общественности. В литературе, посвященной развитию общественного сознания, вопрос о противоречиях в этой области уже неоднократно поднимался. Так, М. Т. Иовчук различает противоречие между достигнутым уровнем развития социалистического общества, в том числе и его духовной жизни, и все возрастающими потребностями и запросами советского человека; противоречие между потребностями всестороннего развития личности и существующими формами и методами образования и воспитания; противоречие между достигнутым в СССР сравнительно высоким уровнем образования и уровнем идейной подготовки, гражданской воспитанности части населения, в том числе молодежи.
Преодоление указанных противоречий предполагает всемерное усиление воспитания, что позволит поднять уровень и идейной подготовки, и гражданской воспитанности, и других сторон духовной жизни членов общества. Задачи духовного развития включают в себя необходимость преодоления пережитков прошлого в сознании и поведении людей. Какие бы стороны формирования и развития сознания мы ни взяли, непременно сталкиваемся с проблемой преодоления пережитков прошлого.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam