Наука и техника Наука и техника - Познавательные чувства
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Эмоции arrow Эмоции и сознание arrow Познавательные чувства
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Познавательные чувства
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
20.07.2010 г.
Чем труднее поставленная задача, тем больше удовольствия, радостных переживаний и творческой энергии приносит ее решение. Познавательные чувства делают приятной, подкрепляют деятельность, связанную с преодолением трудностей на пути к достижению цели. Эти чувства обеспечивают энергию для работы, необходимой продвижению познания от имеющегося уже уровня к новым требованиям науки и жизни. 
«В самом деле, - пишет К. Бернар, - горячее желание знания есть единственный двигатель, привлекающий и поддерживающий исследователя в его усилиях, и это знание, так сказать, постоянно ускользающее из его рук, составляет его единственное счастье и мучение.
Кто не знал мук неизвестного, тот не поймет наслаждений открытия, которые, конечно, сильнее всех, какие человек может чувствовать. Но, по какому-то капризу нашей натуры, это наслаждение, которого мы жадно искали, проходит, как скоро открытие сделано. Это похоже на молнию, озарившую нам далекий горизонт, к которому наше ненасытное любопытство устремляется еще с большим жаром. По этой причине в самой пауке известное теряет свою привлекательность, а неизвестное всегда полно прелестей».
Обобщенное чувство стремления к познанию, истине, новым достижениям в науке возникает на основе развивающегося опыта, интеллектуальных переживаний в связи со всей личностью человека, с его идейными и частнонаучными убеждениями. Они, как и все эмоциональные реакции, имеют действенный, «принуждающий» характер, могут заставить ученого преодолеть большие трудности в процессе искания и установления истины, получения новых экспериментальных данных, решения новых математических, художественных и инженерных задач и т. д. Силой интеллектуальных чувств можно объяснить Действительно поражающую работоспособность некоторых ученых. «Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека», - писал И. П. Павлов. Вот например, он оценивал значение эмоциональных реакций для новых открытий. (Имеется в виду гениальный труд И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга».) «Иван Михайлович, - пишет И. П. Павлов, - в это время сделал важное физиологическое открытие (о центральном задерживании), которое произвело сильное впечатление в среде европейских физиологов и было первым вкладом русского ума в важную отрасль естествознания, только что перед этим сильно двинутую вперед успехами немцев и французов. Напряжение и радость при открытии, вместе может быть, с каким-либо  другим личным  аффектом, и обусловили этот, едва ли преувеличенно сказать, гениальный взмах сеченовской мысли».
Познавательные чувства имеют различное проявление в зависимости от характера и природы осуществляемой познавательной деятельности, от характера предмета, на который направлена эта деятельность. Существует, например, разница между творческим вдохновением ученого и поэта, конструктора и преподавателя, путешественника и композитора и т. д.
Есть также разница в чувствах, испытываемых человеком при открытии новой истины и при усвоении уже известных в науке положений и фактов. Во всех этих случаях параметры эмоциональной реакции, подъем  творческой  энергии   определяются   общественной значимостью и новизной истины или художественной ценности.
Возникновение познавательных чувств у ученого связано с открытием новых фактов и их теоретическим обобщением, с созданием новых теорий и гипотез и т. д. У архитектора эти чувства связаны с нахождением нового стиля строительства и оформления, новых, более эффективных в экономическом и технологическом отношении решений строительных задач и т. д.
Свои особенности имеют и интеллектуальные чувства, возникающие в процессе литературного творчества. Очень ярко и точно рисует их роль для творческой деятельности М. Ю. Лермонтов:
«Опять явилось вдохновенье
Душе безжизненной моей
И превращает в песнопенье
Тоску, развалину страстей»
Д. И. Менделеев следующим образом определял сущность и значение возникающих при открытии научной истины чувств: «Узнать, понять и охватить гармонию научного здания с его недостроенными частями - значит получить такое наслаждение, какое дает только высшая красота и правда».
В связи с изучением значения интеллектуальных чувств для деятельности познающей творческой личности возникает вопрос о роли этих и вообще всех чувств для возникновения познания, образов объективной действительности.
Еще Гегель в свое время указывал на важное значение чувств для правильного, верного познания, считая, что идея, истинное познание «есть... идея истины и добра, как познания и воли». Он понимал познание не как абстрактное созерцание действительности, а как активный процесс, связанный с воздействием субъекта на объект, непосредственно связанный с эмоциональными переживаниями человека. В. И. Ленин высоко ценил эти идеи Гегеля и с позиций диалектического материализма, теории отражения рассматривал «идею», т. е. целостное, верное отражение действительности, как «познание и стремление (хотение) человека».
В. И. Ленин, углубляя и развивая точку зрения Гегеля на процесс познания (конечно, с диалектико-материалистических позиций) как одновременно образного и эмоционального отражения, подчеркнул важность необразной формы отражения действительности.
В этой идее Гегеля, отмеченной Лениным, содержится указание на роль эмоций в процессе познания действительности, подчеркивается исключительно важное значение субъекта в процессе познания.
В предыдущем изложении мы привели много научных фактов, показывающих, что проведение афферентных импульсов в центральной нервной системе - активный, избирательный процесс. Это избирательное свойство нервной системы имеет строго объективна характер, оно связано с чувствами человека, эмоциональной формой отражения действительности. «Природа наделила человека, - пишет известный кинорежиссер Г. Чурай, - чудесным и ценнейшим даром по отношению к формации. Благодаря этому свойству человек усваивав не всю информацию, поступающую извне, а только определенную ее часть. Управляют этим свойством чувства», регулируя познавательную деятельность человека, поступление информации из внешнего мира, интеллектуальные чувства тем самым регулируют в известном отношении информационный состав познавательного образа.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam