Наука и техника Наука и техника - Чувство, содержащее эмоцию
  19.11.2018 г.  
Главная arrow Эмоции arrow Эмоции и сознание arrow Чувство, содержащее эмоцию
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Чувство, содержащее эмоцию
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
20.07.2010 г.
Некоторые психологи, педагоги, философы, физиологи и психиатры по существу употребляют эти термины как синонимы. Поэтому часто эмоции отождествляются с чувствами. Во многих   работах   по   психологии слово «чувство» даже и не встречается.
Некоторые   советские   психологи   рассматривают   эмоции как реакцию на ситуацию,  на внешние раздражения, в то время как чувства, по их мнению, выражают направленность личности.»
А. Г. Ковалев эмоции относит к области проявления чувств, как актуализацию последних, в то время как чувства являются свойствами личности, отношением личности к окружающей действительности. «К чувствам, - пишет он, -следует относить более или   менее   устойчивые   отношения   личности,   имеющие определенную   предметную   направленность, такие, как любовь и ненависть,   уважение и презрение... Чувства могут быть как в актуальном,   так и в потенциальном состоянии...   Чувство  актуализируется  в виде определенного эмоционального процесса».
В таком понимании различия между понятиями «чувство» и «эмоция» содержится интересная мысль: чувство всегда связано с личностью, с жизнью человека в обществе. Суть в том, что не может быть чувств без личности. Но нельзя согласиться с тем, что чувства рассматриваются как что-то оторванное от их конкретного проявления, что они существуют в потенциальном виде и только эмоция дает им жизнь. Такое понимание лишает чувства  важнейшей психологической характеристики элемента интенсивного переживания и активности. Не может быть чувств без переживания; чувство, содержащее эмоцию только в возможности, не является чувством. Поэтому такой критерий различия между понятиями «эмоция» и «чувство», с психологической точки зрения, неточен и неверен.
Часть психологов вслед за И. П. Павловым рассматривает эмоции как психические явления, близко связанные с инстинктивной, безусловнорефлекторной деятельностью головного мозга.
Р. Декарт считал в качестве основного критерия для различения эмоций от всех остальных психических процессов и главным основанием для названия «страстей души» эмоциями их свойство оказывать активное влияние на все виды психической деятельности. «Их, -  пишет он - можно было бы также назвать чувствами, потому что они появились в душе тем же путем, как и воспринимаемое внешними чувствами, и также познаются ею. Но еще лучше было бы назвать их движениями (emotions) Души не только потому, что так можно назвать все изменения, происходящие в душе, то есть различные ее мысли, но главным образом потому, что из всех видов присущих ей мыслей нет других, которые бы ее больше волновали и сильнее потрясали, чем страсти».
Для правильного решения вопроса о соотношении понятий эмоций и чувств прежде всего надо исходить из марксистского понимания социальной сущности человеческой личности и ее чувств. Чувства, в отличие от эмоций, исполняют функции, необходимые для общественной жизни человека, его приспособления к общественной среде и изменения этой среды с точки зрения интересов и потребностей не только личности, но и общества.
Чувства как психические процессы всегда связаны с сознанием, они опосредованы человеческим познанием. «Если чувства истинны, - пишет Гегель,  - то они являются таковыми вследствие своей определенности, т. е. своего содержания, а это последнее только в такой мере истинно, в какой оно внутренне всеобще, иными словами, имеет своим источником мыслящий дух».
Характерная особенность чувств заключается в том, что причины, вызывающие их, как правило, ясны для переживающей личности. Элемент познания в такой же степени обязателен для возникновения чувств, как и переживание, эмоциональная реакция. «Предметный», познавательный характер чувств особенно ясно в советской психологической литературе подчеркнул С. Л. Рубинштейн. «Чувства человека, - пишет он, - это сложные целостные образования, которые организуются вокруг определенных объектов, лиц или даже предметных областей (например, искусство) и определенных   сфер деятельности...  Опредмеченность чувств находит себе высшее выражение в том, что самые чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Эти чувства обычно называются предметными чувствами и подразделяются па интеллектуальные, эстетические и моральные чувства
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam