Наука и техника Наука и техника - Гомеостаз общественного организма
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Эмоции arrow Эмоции и сознание arrow Гомеостаз общественного организма
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Гомеостаз общественного организма
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
20.07.2010 г.
Чувства в диалектически «снятом» виде содержат в себе эмоции. Нет чувства, которое могло бы проявиться без эмоциональной реакции. Но в более сложном психическом акте - чувстве - эмоции выполняют подчиненную роль, роль элемента структуры более сложного психического акта. Посредством чувств эмоции как бы приобретают возможность исполнять определенную роль в условиях общественной жизни и во взаимоотношениях между людьми.
В процессе превращения эмоций в чувства происходят своего рода социализация и гуманизация эмоций.
Эмоции возникают в ходе уравновешивания организма со средой, и, как это было показано в первой главе, их сущность заключается в саморегуляции физиологических функций организма. Такова же роль эмоций и в процессе саморегуляции психических функций личности. Посредством эмоций происходит своего рода «настройка» психических функций, их взаимная координация сообразно внешней ситуации, происходит интрапсихическая регуляция отдельных психических процессов и состояний личности. В них направленность всех психических и физиологических изменений не выходит за пределы интересов личности или организма животного. Иную функцию выполняют чувства. В них центр тяжести как бы переносится в другую плоскость.
Цель всех изменений в психических и физиологических отправлениях организма и личности - не сохранение гомеостаза и «сонастройка» психических функций до определенного уровня, а сохранение, если можно так выразиться, «гомеостаза общественного организма» - той среды, в которой единственно возможно человеческое существование. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий и желаний личности сообразно установленным моральным, производственным, эстетическим, научным и другим требованиям и нормам общества.
В чувствах отражается глубокая внутренняя диалектика личности и общества. В этических, эстетических, познавательных чувствах особенно ярко выражена сущность человека, понимаемого как «совокупность всех общественных отношений». Чувства долга, товарищества, патриотизма, истины и прекрасного и т. д. возникают в процессе изменения человеком природы посредством общественного труда и при общении людей между собой как членов определенного коллектива. В большинстве случаев субъективные переживания как при чувствах, так я при эмоциях имеют одинаковые физиологические и психологические механизмы, но при эмоциях сдвиги в организме возникают в целях сохранения его гомеостаза, а при чувствах они появляются в целях перенастройки функций личности для регуляции ее деятельности на уровне требования общества.
Еще Гегель сделал интересную попытку показать разницу между чувствами и эмоциями с точки зрения их функций в жизни и деятельности отдельной личности и общества. «Внутренние ощущения, - пишет он, - бывают, однако, двоякого рода. Во-первых, такие, которые касаются моей непосредственной, в каком-либо особом отношении или состоянии находящейся, единичности - сюда относятся, например, гнев, месть, зависть, стыд, раскаяние. Во-вторых, такие, которые относятся к чему-либо в себе и для себя всеобщему - к праву, нравственности, религии, к прекрасному и истинному». Подобную линию разграничения эмоций и чувств в зависимости от роли, которую они играют в жизни отдельной личности и общества, проводит и известный французский психолог Т. Рибо. Чувства не могут   существовать   вне своего эмоционального проявления, но содержание их общественно. Так, любовь к Родине имеет точно определенное социальное содержание и функции, но она может проявляться в зависимости от ситуации, в которой находится личность, в различных эмоциональных реакциях. Мы можем испытывать злобу, ненависть к врагам Родины, чувствовать удовольствие, радуясь успехам своего народа, и т. д. Все это эмоциональные реакции, через которые проявляется любовь к Родине, но ее сущностью остается определенное социальное явление, которое мы называем Родиной.
Мы бы неточно и, пожалуй, даже неверно определили взаимоотношения между чувствами и эмоциями, если отметили бы только то, что в человеческих чувствах эмоции приобретают особые качества, отличающие их от подобных эмоций у животных. Надо еще подчеркнуть, что даже в элементарном, «чистом» виде человеческие эмоции возможны только в единстве с чувствами, которые воспитываются благодаря общению ребенка с первых дней его жизни со взрослыми.
Изучая значение семьи для полноценного психического развития ребенка, психологи отмечают, что дети, воспитанные с ранних пор вне семьи (или в семье, где им явно не хватало ласки, внимания, где между родителями не было согласия, любви), вырастают эмоционально ущербными. В подростковом и юношеском возрасте, когда перед молодым человеком или девушкой раскрывается целый мир новых чувств и настроений, они обнаруживают душевную скованность, сухость. Они не могут угнаться за своими сверстниками в богатстве переживаний, и такая эмоциональная «недостаточность» часто сохраняется у них на всю жизнь.
Возникновение эмоционально-положительных реакций у ребенка связано не столько с удовлетворением его органических потребностей, сколько с непосредственным общением со взрослым. Поэтому такое общение должно быть достаточно длительным.
Интересно одно старинное предание. Император Фридрих захотел установить, на каком языке дети впервые заговорят - на древнееврейском, как наиболее древнем, или на греческом, латинском, арабском. Поэтому он приказал, чтобы несколько детей, оставшихся без родителей, кормили, одевали и мыли, но не разговаривали и не играли с ними. В результате все подопытные дети умерли, так как не могли жить без игр и веселых лиц окружающих.
Воспитание чувств - вот в чем главное значение семьи для ребенка. В семье дети всегда или в огромном большинстве случаев имеют большой выбор переживаний. Родители, братья и сестры, другие родственники и знакомые, прогулки и поездки в гости всегда приносят детям радостные минуты. Для них открывается яркий мир там, где взрослому все кажется обыденным.
Конечно, и в яслях малыш тянет ручки к няне, и в детском саду льнет к воспитательнице, и в школе привязывается к учителю. Но тут один взрослый всегда приходится на многих детей, и количество внимания и ласки, достающееся каждому, естественно, не так уж велико. Кроме того, в любом детском учреждении дети общаются со взрослыми в сфере педагогической - ведь взрослые находятся там специально для того, чтобы обучать и воспитывать ребят. В семье же ребенок просто живет в обществе близких людей. «Когда в домах ребенка, - пишет Ю. Кистяковская, - было организовано лишь правильное кормление и хороший уход за детьми, но не уделялось никакого внимания воспитательной работе, эмоциональный тонус детей был очень понижен. В то время не только у двух- трехмесячных, но и у более старших детей положительно-эмоциональные выразительные реакции или совсем отсутствовали, или возникали редко и были слабо выражены. Но стоило только начать проводить соответствующую воспитательную работу - ив первую очередь обеспечить частое «общение» взрослых с детьми, - как эмоциональное их состояние с каждым днем стало улучшаться».
Последнее обновление ( 20.07.2010 г. )
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam