Наука и техника Наука и техника - О пережитках прошлого
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow О пережитках прошлого
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
О пережитках прошлого
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
15.06.2010 г.
Принципиальные положения но вопросу о причинах сохранения пережитков прошлого в сознании людей были сформулированы уже классиками марксизма-ленинизма. Так, например, В. И. Ленин писал о ликвидации причин преступности в нашем обществе: «. . .мы знаем, что коренная социальная причина эксцессов, состоящих в нарушении правил общежития, есть эксплуатация масс, нужда и нищета их. С устранением этой главной причины эксцессы неизбежно начнут «отмирать». В. И. Ленин говорит здесь о ликвидации коренной, главной причины антиобщественных явлений. Слово «отмирать» он ставит в кавычки, поскольку речь идет не о самопроизвольном отмирании пережитков капитализма, а об упорной и длительной борьбе, связанной с их преодолением.
Социалистическое общество выходит непосредственно из недр капиталистического общества и поэтому вначале не свободно от остатков капитализма. В. И. Ленин писал: «В первой своей фазе, на первой своей ступени коммунизм не может еще быть экономически вполне зрелым, вполне свободным от традиций или следов капитализма». Пережитки капитализма сохраняются еще длительное время в различных областях жизни социалистического общества, в том числе в экономике, быту, сфере сознания и т. д.
При объяснении причин пережитков капитализма следует исходить из того, что люди действуют, в том числе совершают антиобщественные поступки, под непосредственным влиянием определенных побуждений, стремлений, мотивов. Однако эти идеальные мотивы возникают в результате влияния на человека многих внешних факторов, которые могут не совпадать во времени и образуют причинные цепи событий. Пытаясь выяснить, что именно привело человека к определенному поступку, мы встречаем множество факторов, в том числе факторы постоянные и временные, непосредственные и опосредованные, имеющие разную степень активности, действующие только на одного человека (частные) и на многих люден (общие) и т. п. Поэтому в большинстве случаев мы не можем сказать, что тот или иной поступок порождается какой-то единственной причиной. Каждый из них в действительности вызывается многими различными факторами. Например, такие причины, как материальные трудности, недостаток образования и воспитания могут вызвать антиобщественные явления, а могут и но вызвать их.
Среди факторов, вызывающих пережитки прошлого в сознании, следует различать активно действующие и способствующие возникновению или сохранению пережитков. К первым следует отнести, например, оставшиеся старые отношения, особенно в сфере быта, деятельность религиозных организаций, а также влияние буржуазного мира.
В социалистическом обществе имеются и некоторые объективные условия, способствующие сохранению пли оживлению пережитков капитализма. Эти условия создают определенную возможность сохранения пережитков прошлого при социализме. Однако такая возможность становится действительностью, когда действуют и другие неблагоприятные факторы (например, слабая идейно-воспитательная работа и т. п.). В капиталистическом обществе главная причина антиобщественных явлений заключена в экономической и социальной основе этого строя, тогда как при социализме пережитки прошлого находятся в противоречии с его экономической и социальной основой. Социалистический строй создает необходимые объективные предпосылки для постепенной ликвидации антиобщественных явлений, старого сознания.
Для выяснения причин каждого антиобщественного явления необходимы конкретные исследования частных и общих причин, а также условий. В последнее время в нашей литературе исследуются причины и условия сохранения пережитков прошлого в социалистическом обществе, причем рассматриваются как субъективные, так и объективные причины этих явлений. К субъективным причинам относятся, например, нарушение принципов социализма, недостатки и ошибки в хозяйственной работе и других областях жизни. Сюда же относятся нарушения распределения по труду, материальной заинтересованности работников, различные формы субъективизма в планировании, организационной и идеологической работе, неправильный подбор кадров, недостатки в воспитательной работе (в семье, школе, трудовом коллективе), нарушения социалистической законности. Эти факторы действуют не сами по себе, а в совокупности с другими, в том числе с объективными причинами и условиями.
Нарушения принципов социализма представляют собой отклонения от нормального порядка нашей общественной жизни. Так, нарушение принципа материальной заинтересованности происходит в случае, если не соблюдается правильное соотношение между личными, коллективными и общенародными интересами. Когда колхозники не получали должного вознаграждения за свой труд в общественном хозяйстве, они уделяли главное внимание своему личному хозяйству, считали его основой существования, а работу в колхозе рассматривали как нечто второстепенное, дополнительный источник доходов. Эти нарушения социалистических принципов, ошибки и неумелое руководство подрывали инициативу в работе, доверие к руководителям, вырабатывали пассивность и равнодушие к общественным делам, стремление обеспечить только личные интересы в ущерб коллективным, государственным интересам.
Социализм развивается посредством разрешения противоречий, путем борьбы нового со старым. Существующие объективные противоречия в нашем обществе получают более или менее адекватное выражение в сознании коллективов, социальных групп. Если в сознании данного коллектива, социальной группы не находят адекватного отражения объективно существующие противоречия, то последние могут способствовать сохранению старых представлений и взглядов.
Решающее значение в преодолении пережитков прошлого имеет изменение объективных условий, способствующих их сохранению. Ликвидация этих условий связана с постоянным разрешением противоречий общественного развития, борьбой нового со старым, непрерывным движением нашего общества по пути прогресса.
Опыт преобразования общественного сознания еще раз указывает на необходимость конкретно-исторического подхода к развитию сознания, т. е. строгого учета тех условий, в которых оно осуществляется, и выдвижения конкретных задач воспитания, учета специфики социальных групп, среди которых производится идеологическая Развитие коммунистического сознания -это целенаправленный процесс. С победой социализма деятельность по коммунистическому воспитанию идет в том же направлении, в каком влияют и объективные условия на формирование духовной жизни людей.
Отмеченные особенности сознания социалистического общества и позволяют характеризовать его как специфический тип общественного сознания.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam