Наука и техника Наука и техника - Акт нервной деятельности
  19.11.2018 г.  
Главная arrow Эмоции arrow Эмоции и сознание arrow Акт нервной деятельности
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Акт нервной деятельности
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
21.07.2010 г.
Нормальный полноценный акт нервной деятельности характеризуется наличием всех этих звеньев. Их не всегда можно наблюдать в развернутом виде, но в различных экспериментальных и особых житейских ситуациях, в патологических процессах они «всплывают» и их можно легко увидеть. Об этом красноречиво говорят опыты по вызыванию аффекта, которые проводились в ряде психологических лабораторий.
Дембо, проводя опыты в лаборатории К. Левина, показал, что препятствие на пути к достижению подкрепления («цели») вызывает сильные отрицательные эмоции, которые направлены либо на того человека, кто создает эти препятствия, либо на предмет, мешающий достижению подкрепления. Если, например, экспериментатор просит, чтобы испытуемый набрасывал кольца на стержни и тот не попадает в цель, то, когда экспериментатор па лету ловит брошенное кольцо, на него выливается гнев испытуемого, хотя он и до этого не выполнял задание. Чем больше уверенности, что он попадет (т. е. чем сильнее причина), тем больше и эмоциональная вспышка при перехватывании кольца экспериментатором.
Можно вызвать и положительные эмоции при создании условий, благоприятствующих подкреплению. Об этом говорят данные опытов П. Я. Гальперина. Сущность их заключается в том, что испытуемого просят собрать фигуру из бумажных деталей по образцу. При этом среди множества деталей не хватает одной, что приводит к возникновению отрицательных эмоций. Если к куче деталей  экспериментатор незаметно добавлял необходимую, то испытуемый, обнаружив ее, проявлял бурную положительную эмоциональную реакцию по поводу своего «открытия».
Нахождение детали играет роль подкрепления, и задача  собрать  фигуру   как   причина   деятельности   снимается. Тем самым отрицательные эмоции, вызываемые задачей-причиной, переходят в   положительные    благодаря «опредмечиванию», осуществлению подкрепления.
Этот процесс снятия отрицательных эмоций, их переход в положительные при подкреплении исследован рядом авторов. Фрейдом он был описан, как мы уже отмечали, под названием «принципа удовольствия и неудовольствия»,  К. Левином - под названием «напряжения и разрядки аффектов», другими авторами - как «эффективный стимул» и т.д.
Однако ни в одном из этих представлений нет научного объяснения наблюдаемых явлений,  так как  к целостной деятельности нервной системы подходят односторонне, рассматривают только некоторые ее моменты. Так, Фрейд и Левин берут лишь «центральные части»  (имеющие характер субъективного)   этого целостного процесса (на нашей схеме от памяти в виде причины до сигнализации), и поэтому создается видимость самостоятельного существования психических процессов  без  их  объективной детерминации, видимость чисто субъективного характера целостного психического процесса.   При   этом   весь процесс сводится к динамическим закономерностям, а его отражательно-содержательная сущность остается   в   тени. Поэтому прав С. Л. Рубинштейн, когда пишет, что «основной недостаток теории воли К. Левина в том и заключается, что, объединяя теорию воли с теорией аффекта,  он сводит волевое действие  к   независимым  от его содержания - в этом смысле чисто формальным - динамическим соотношениям напряжения и разрядки и игнорирует в волевом акте специфическое для него сознательное регулирование, исходящее из более или менее ясно осознанной цели».
Неудачные попытки создания целостной психологической теории разными учеными показывают, что вне теории отражения научное понимание сущности психики невозможно. Как правило, все, кто пытался создать такую теорию, учитывали и подчеркивали лишь часть этого сложного процесса (исключительная значимость центральных его звеньев, его начало или конец), а его сущность как целое оставалось в тени. Этот односторонний подход приводил в конечном счете к неверным, ненаучным выводам - идеалистическим или вульгарно-материалистическим.
Предложенное в данном параграфе понимание сущности деятельности нервной системы и роли эмоций в этой деятельности дает возможность не только изучить общий механизм протекания любого психического и физиологического процесса, но и определить его специфику. Для сравнения и определения специфики отдельных психических процессов прежде всего надо на яти то общее, что характеризует их как психические, а потом, исходя из этого, искать их специфику.
Общее, что характерно для любой деятельности нервной системы, - это движение от причины через ее «снятие» к «опредмечиванию», осуществлению подкрепления. Эмоциям в этом процессе принадлежит исключительно важное значение. Они составляют «всеобщий» момент, «язык», при помощи которого связываются, спаиваются отдельные звенья целостного процесса отражения действительности. Они создают как бы «проводимость», при помощи которой происходит дублирование причины в ее следствии, подкреплении и тем самым - ее «снятие».
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam