Наука и техника Наука и техника - Эмоции и потребности
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Эмоции arrow Эмоции и сознание arrow Эмоции и потребности
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Эмоции и потребности
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
24.07.2010 г.
Проблемы потребностей и эмоций внутренне связаны между собой. Об этом говорит, например, тот факт, что большинство психологов связывают возникновение эмоций с потребностями. В самом деле, вряд ли возможно дать научное определение эмоций без правильного понимания потребностей. Но, с другой стороны, нельзя правильно понять сущность потребностей вне их конкретного проявления в эмоциях, вне конкретной психической формы их существования.
В нашей  психологической  литературе  недостаточно четко ставится и решается вопрос о внутренней логической связи потребностей и эмоций, о понимании эмоций как формы отражения действительности. Много причин привели к недооценке этой связи, но одной из основных является все еще не до конца изжитый рационализм в понимании психической деятельности. «Здесь есть, по-видимому, - пишет В. Н. Мясищев, - трудность, которая объясняется резким перевесом в психологии познавательной тематики и если не принципиальным, то реальным интеллектуализмом, а также   конструктивно-логическим оттенком трактовки вопроса о потребностях и связанным с ним вопросом о мотивах и т.п.»
Для психологии проблема взаимосвязи эмоций и потребностей представляет интерес прежде всего со следующих точек зрения: 1) правильное понимание взаимоотношений потребностей и эмоций позволит ответить на вопрос, каким образом явления социальной и природной среды при определенных условиях, на определенном этапе развития личности превращаются в ее потребности, в идеалы и мотивы ее деятельности и 2) какую роль играют потребности в мотивации поведения, как потребности определяют активность человеческого сознания. Первый из этих аспектов проблемы взаимоотношения эмоций и потребностей имеет огромное не только теоретическое, но и практическое - прежде всего педагогическое - значение, ибо от того, какие общественные явления и идеалы станут потребностью личности, двигателями ее поведения, во многом зависит воспитание нового человека. В процессе становления внешнего предмета потребностью личности эмоции играют роль подкрепляющего момента.
Понятие «потребность» в различных науках часто употребляется неоднозначно. Например, в биологии говорят о потребностях тканей и органов, клеток и систем: в воде, кислороде и т, д. В социологии говорят о потребностях общества в развитии производительных сил, потребностях отдельных классов, общественных групп и т. д. Здесь мы рассматриваем вопрос не о том, что требуется человеку вообще для его жизни. Потребности - тема специального исследования. Нас интересует вопрос о сущности потребностей как психических явлений, как элементов психики отдельной личности, индивидуального сознания.
Пока нет общепринятого психологического определения понятия потребностей. А. Н. Леонтьев, например, определяет потребности следующим образом: «Всякая нужда организма в определенных условиях, необходимых для жизни, выражается в требованиях его к условиям, или, иначе говоря, в потребностях организма». В этой формулировке определение потребностей дается через внешние условия, которые предстают в качестве объекта потребностей, как то, «в чем организм нуждается». Такое определение с психологической точки зрения односторонне и неполно, так как оно не учитывает личность, «субъект потребностей». На самом деле, потребности в психологическом значении, являясь отражением необходимых для жизни организма предметов и условий, всегда даны субъекту в качестве какого-то переживания, какого-то состояния его организма, какой-то направленности его желаний, стремлений, цели его деятельности и т. д.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam