Наука и техника Наука и техника - О конкретно-историческом подходе
  14.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow О конкретно-историческом подходе
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
О конкретно-историческом подходе
Рейтинг: / 2
ХудшаяЛучшая 
15.06.2010 г.
Выше мы говорили уже в общем плане о значении конкретно-исторического подхода к исследованию общественного сознания. Необходимость такого подхода обусловливается прежде всего потребностью изучения специфических закономерностей общественного сознания в целях практического их применения. В условиях социализма знание специфических закономерностей сознания имеет исключительное значение, поскольку потребность в сознательном направлении развития духовной жизни общества здесь не меньше, чем потребность в направлении развития экономической, социальной и других сторон общественной жизни.
Конкретно-исторический подход при изучении специфических закономерностей общественного сознания позволяет переводить общие понятия, выработанные марксистской философией (общественное сознание, идеология, общественная психология, вид сознания и др.), на язык конкретных социальных фактов и фактов сознания, составляющих содержание философских категорий. А такой перевод совершенно необходим для осуществления эмпирических исследований явлений сознания, ибо в эмпирическом исследовании приходится иметь дело с конкретными проявлениями сознания, к которым непосредственно нельзя приложить понятия, выработанные философией. Социологические понятия являются слишком широкими, с ними трудно оперировать в эмпирическом исследовании. Конкретно-исторический подход позволяет доводить их до такого уровня, на котором становится возможной разработка программ эмпирического исследования и их осуществление, т. с. до операционных определений.
Операционное определение общественного сознании и его структурных элементов очень важно при изучении специфических закономерностей развития данного явления. Но это все же формальная сторона, т. с. лишь условие самого исследования. Важно иметь в виду и существенную сторону, а именно раскрытие специфических закономерностей развития духовной стороны общества через изучение массового сознания. По существующим в обществе идеям и системам взглядов нельзя еще составить представление об общественном сознании и тенденциях его развития, не обращаясь к реальному сознанию масс. На это и ориентирует конкретно-исторический подход в исследовании духовной жизни общества.
Использование конкретно-исторического подхода в исследовании обусловливается решением и более частных, но также весьма важных вопросов. Одним из них в социалистическом  обществе является выяснение причин  живучести пережитков прошлого в сознании людей и путей их преодоления. В современных условиях стало очевидным, что для решения этого вопроса необходимо выяснить, что представляет собой сознание старого общества, на смену которому приходит социализм, каковы были социальные установки масс, их привычки, обычаи и традиции, весь их психический уклад. Необходимо учитывать при этом и ныне существующий старый мир, к воздействию которого на сознание людей нового мира вполне применима известная пословица «мертвые хватают живых». Важно, далее, проанализировать всю совокупность отношений социалистического общества под углом зрения того, какие из них порождают новые идеи и взгляды, а какие, напротив, способствуют сохранению старых, а также исследовать эффективность духовно-практический деятельности в утверждении коммунистического сознания и преодолении пережитков докоммунистических типов сознания.
Конкретно-исторический подход ориентирует, следовательно, на изучение сознания данного общества, на выяснение его структуры, специфических закономерностей развития, т. е. на изучение определенного типа общественного сознания.
Основанием для выделения исторических типов общественного сознания служит способ производства материальных благ. Способ производства определяет все стороны жизни общества, в том числе и его духовную жизнь, придает общественному сознанию специфические черты. Отсюда известным истории способам материального производства соответствуют и типы общественного сознания. Применительно к классово антагонистическим формациям (рабовладельческой, феодальной и капиталистической) учет общего основания для выделения типов сознания будет недостаточным, ибо он позволяет выделить в них лишь господствующие типы сознания, какими выступают духовные образования экономически и политически господствующих классов. Поэтому в исследовании сознания таких формаций важно учитывать наряду с общим и специфическое основание, а именно классовую структуру общества. Учет классовой структуры при выделении типов общественного сознания дает возможность обнаруживать общие черты сознания, присущие в одном случае угнетенным классам, а в другом - классам господствующим, живущим в разные исторические эпохи; обнаруживать общие формы, в которых выступала их идеология и общественная психология; в то же время такой учет не позволяет переносить на сознание угнетенных классов специфические черты сознания господствующих классов.
Попытки рассмотрения типов общественного сознания в зависимости только от способов отражения действительности недостаточны. Это можно видеть на примере характеристики типов сознания В. В. Журавлевым. Он усматривает различия между сознаниями классово антагонистических формаций в том, что «общественному сознанию рабовладельческого общества присущ мифологический характер, сознание феодальной эпохи религиозно по своему отношению к миру, в буржуазном обществе господствующее сознание имеет фетишистский характер». При различении типов сознания подобного рода характеристики подчеркивают скорее общее, чем особенное, в сознании названных эпох, ибо и мифологический, и религиозный, и фетишистский характер отражения свидетельствует об иллюзорности, извращенности сознания, различаясь между собой лишь внешним образом. Особенности способа отражения позволяют говорить о формальной, но не о содержательной стороне их различий. Скажем, сознание феодального общества действительно принимало религиозную окраску, но это еще не означает, что оно было «религиозно по своему отношению к миру». В религиозной оболочке выражались вполне земные интересы людей, их реальные отношения между собой и к окружающему миру.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam