Наука и техника Наука и техника - Двигательная реакция
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Эмоции arrow Эмоции и сознание arrow Двигательная реакция
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Двигательная реакция
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
25.07.2010 г.
Г. В. Гершунин вырабатывал условные рефлексы при сочетании звуковых раздражителей с болевыми. Было установлено, что при известной минимальной силе условного раздражителя двигательная реакция исчезала, но вегетативные изменения оставались. При этом регистрировалась депрессия альфа-ритма, что указывало на включение в процесс и коры больших полушарий, т. е. был и какой-то психический эффект.
Экспериментально было показано, что хотя слова, предъявляемые испытуемым визуально на долю секунды, не могут быть опознаны, те из них, которые обладают эмоциональным значением, вызывают потоотделение на ладонях. Раздражители, отраженные в ощущениях, могут действовать в качестве сигналов, не осознаваясь как объекты, как внешние явления, независимые от воспринимающего их субъекта. Экспериментальным доказательством этого положения могут служить опыты, свидетельствующие о том, что испытуемый может правильно реагировать на чувственный сигнал, не осознавая его.
Подобные результаты получили А. Т. Пшоник и Р. А. Фелъбербаум и другие. Эти опыты ясно показывают, что и в нормальной нервной деятельности могут возникать эмоциональные реакции или их компоненты без «созерцания», без познания вызывающих их раздражений, т. е. без сознания связи эмоций с причиной, вызывающей их.
Приведенные данные показывают, что воздействие внешнего мира при некоторых условиях не воспринимается человеком, субъект не осознает его в качестве причины возникающих в нем физиологических и психических явлений, не познает внешнего мира в качестве объекта своих переживаний.
«С возникновением организмов, - писал С. Л. Рубинштейн, - явления материального мира (вещи, процессы) выступают соотносительно с организмами, на которые они воздействуют, и в качестве раздражителей. Это взаимодействие совершается в «онтологическом» плане. Пока вещи выступают только в качестве раздражителей, еще отсутствует гносеологический план; здесь нет еще ни объектов, ни субъекта в собственном смысле слова».
В этих случаях в процессе отражения не происходит «осуществляющееся в созерцании объективирование того, что стало предметом ощущения». В описанных опытах субъект и внешний мир находятся в своеобразном соотношении, отличном от их соотношения в сознании-познании.
Если в переживаниях (эмоциях) мир выступает как собственная принадлежность субъекта, как его «субстанция», подобно тому, как животное не выделяет себя из природной среды, то в сознании «Я» исключает из себя эту природную совокупность своих определений, выделяет наличие некоторого объекта, некоторого внешнего для него мира и устанавливает отношение к нему. В сознании объект имеет то основное и первоначальное значение, что по отношению к субъекту он является чем-то внешним, самостоятельным и независимым. В этом, собственно, и заключается сущность гносеологической противоположности объекта и субъекта.
В эмоциях такой гносеологической противоположности объекта и субъекта нет. На эту особенность отношения субъекта и отражаемого им внешнего мира в эмоциях указывал еще Гегель. Он писал, что «при настроении, вызванном внешним ощущением, мы еще не находимся в каком-либо отношении к отличному от нас внешнему предмету, еще не являемся сознанием». «Жизнь чувства, - продолжал он, -  есть как раз та форма непосредственности, в которой не существует различий между субъективным и объективным, между рассудочной личностью и внешним миром ...»
Эмоции как психическое явление пока мало анализированы в гносеологическом плане с позиций марксистско-ленинской теории отражения. Психологическая сущность эмоций как переживаний, в которых слиты объект и субъект, находит отражение в особенностях искусства, призванного вызывать у человека высшие эстетические эмоции. Так, например, Ю. Н. Тюлин, рассматривая некоторые гносеологические и психологические особенности музыкального отражения действительности, пишет: «Поэзия на основании ассоциативных связей прибегает к постоянным сравнениям внутреннего и внешнего мира и из этого источника черпает бесконечное богатство поэтических образов. Музыка выражает эти связи не в сравнении, а в единстве - в этом ее специфика и особые возможности обобщенного отображения реальной действительности. Именно благодаря единству музыка в состоянии отобразить внутренний мир человека так богато, как это недоступно другим искусствам». На отсутствие гносеологической противоположности объекта и субъекта в психике до возникновения сознания указывает и Ф. И. Георгиев.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam