Наука и техника Наука и техника - Границы абсолютного противопоставления
  19.11.2018 г.  
Главная arrow Эмоции arrow Эмоции и сознание arrow Границы абсолютного противопоставления
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Границы абсолютного противопоставления
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
25.07.2010 г.
При решении вопроса  о  взаимоотношениях  между субъектом и объектом мы руководствуемся гениальным ленинским определением границ абсолютного противопоставления сознания материи. «Что это противопоставление не должно быть «чрезмерным», преувеличенным, метафизическим, это бесспорно...
Пределы абсолютной необходимости и абсолютной истинности этого относительного противопоставления суть именно те пределы, которые определяют направление гносеологических исследований. За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой».
Ленинское понимание  абсолютной  и  относительной противоположности материи духу, физиологического психическому трактуется философами-марксистами неоднозначно. Большинство авторов считает, что абсолютное противопоставление духа материи имеет место в гносеологии, а относительное - в онтологии. Но при этом никто не определяет, что такое «онтология» психического, духовного, идеального. Надо подчеркнуть, что Ленин нигде не говорит об онтологии психического, в которой оно только   относительно    противопоставляется    материальному. Другие считают, что и в гносеологии не существует абсолютной противоположности материального духовному, а абсолютно  только  относительное  противопоставление духа материи. Не ставя себе целью решить этот вопрос, мы хотим подчеркнуть, что правильное его решение возможно только в случае, если мы будем рассматривать психику в эволюционном аспекте, т. е. на разных уровнях ее развития, и с точки зрения различных уровней ее структуры.
Своеобразное единство субъекта и объекта в эмоциях имеет первостепенное значение для активности человеческого сознания. Этот вид взаимоотношения объекта и субъекта особенно ярко подчеркивает К. Маркс, указывая, что без его понимания материализм не может объяснить одну из самых существенных особенностей сознания - его активность. «Главный недостаток всего предшествующего материализма, - пишет  он, - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой».
Как раз в эмоциях «чувственность», действительность отражается «субъективно», ибо в эмоциях отражается та форма единства организма, личности со средой, при которой личность определяет себя через свою среду.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam