Наука и техника Наука и техника - Качественное различие
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Эмоции arrow Эмоции и сознание arrow Качественное различие
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Качественное различие
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
25.07.2010 г.
Каждое переживание вызывается различными причинами. Качественное различие между переживаниями возникает благодаря их отражательному характеру. Но познание специфичности переживаний заключается не в дифференцировании, в установлении   причин   психических явлений, а в определении разницы между воздействием того и другого раздражителя с точки зрения его значения для жизни и деятельности организма.  
Само качественное различие переживаний обусловливается различными причинами. Любое переживание отграничивается от других как определенное    душевное    состояние    благодаря тому, что оно является переживанием чего-то. Внутренняя природа переживания определяется объективными качествами предмета и его отношением к потребностям организма, его значением для жизни этого организма. Традиционная интроспективная психология не может решить вопрос о сущности переживания, так как она рассматривает его как результат рефлектирующей деятельности сознания. Эта традиция рассмотрения переживания как продукта сознания, как вида познания (познания, совершающегося в нас) идет от Р. Декарта. Декарт рассматривал сознание как замкнутое целое, которое отражает не внешний мир, а самое себя. Переживание в сознании он определяет следующим образом: «Под именем мышления я разумею все то, что происходит в нас во время сознания, поскольку в нас есть сознание происходящего, и, таким образом, не только понимать, желать, воображать, но также и чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить».
Рефлексия Дж. Локка дает нам внутреннее «непогрешимое восприятие» своего бытия. Традиционное описание сознания обыкновенно сравнивает его со светом, который одновременно озаряет и открывает и самого себя и окружающий мир. Сущность этого понимания сознания как познания и переживания Гегель формулирует таким образом: «Чистая абстрактная свобода духа для себя отпускает из себя свою определенность, природную жизнь души, которая так же свободна, как самостоятельный объект; об этом-то объекте, как для него внешнем, «я» и получает прежде всего знание и таким образом является сознанием».
В этой концепции переживание превращается в чистый эпифеномен, «бесплотную тень», побочный продукт познания, совершающегося в сознании. Такое понимание сущности переживания не может объяснить те существенные изменения во всем организме - в нервной и психической деятельности человека, которые в действительности мы наблюдаем в переживаниях; те патологические изменения, которые наступают в организме и в психике при сильных отрицательных переживаниях; активный характер переживаний, часто имеющих огромное значение для мотивации поведения.
Нередко проблема сознания сводится к проблеме «гомункулуса», непостижимого распознавателя, вездесущего и всевидящего «человечка», отделяющего в сознании внешний мир от «Я». Глубокую марксистскую критику понимания переживания как продукта деятельности рефлектирующего сознания дал С. Л. Рубинштейн.  
«Традиционная концепция, - пишет он, - трактовала самое переживание как явление сознания; верная своей общей установке, она сводила переживание как реальный психический факт к его самоотражению в сознании. Поэтому традиционное понятие переживания как явления сознания, которым широко пользуется интроспективная психология сознания, является в основном познавательным, интеллектуальным образованием, между тем как в действительности и в нашем его понимании переживание — это  полнокровный психический факт во всей полноте его многостороннего существования, включающего все стороны психики и выражающего в каком-то  преломлении  полноту  индивидуального бытия познающего субъекта, а не только познаваемое содержание отражаемого объекта».
Содержание и сущность переживания определяются не отделением в сознании содержания от акта познания, а, как уже было подчеркнуто, реальным взаимоотношением, в котором находятся организм и среда. Переживание возникает в процессе эмоционального отражения действительности, и оно имеет существенное значение для приспособления животных и для творческой, изменяющей внешний мир деятельности человека.
Понимание эмоций как формы отражения действительности, заключающейся в саморегуляции функций организма, дает возможность рассматривать сущность переживания как часть реальной жизни личности, ибо саморегуляция психических и физиологических функций под влиянием окружающей среды есть реальная жизнь организма. Сам термин «переживание» показывает, что здесь речь идет о реальных жизненных процессах.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam