Наука и техника Наука и техника - Психологическая картина переживаний
  21.11.2018 г.  
Главная arrow Эмоции arrow Эмоции и сознание arrow Психологическая картина переживаний
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Психологическая картина переживаний
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
25.07.2010 г.
Психологическая картина переживаний была бы неполной, если бы мы не отметили еще следующую их особенность. Переживание как сторона сознания личности всегда отличается от познавательных процессов. В сознании всегда переживания противопоставляются внешнему миру, всегда отделяются от реальных явлений объективной действительности. В этом смысле человеческое сознание оперирует с переживанием как «с познанием, совершающимся в нас» (Декарт).
Благодаря этой рефлектирующей деятельности сознания человек может «объективировать» (отнести к себе и отличить от внешнего мира) переживания, осознавать их и тем самым оперировать ими. Вряд ли можно предположить, что в психике животного имеется подобная деятельность. Видимо, оперирование переживаниями, их «опредмечивание» связано с осознанием гносеологической противоположности образа и предмета.
Эту характерную черту переживаний как стороны сознания образно выразил Р. Берне в «Полевой мыши, гнездо которой разорено моим плугом»:
«Но ты, дружок, счастливей нас... Ты видишь то, что есть сейчас. А мы не сводим скорбных глаз С былых невзгод И в тайном страхе каждый раз Глядим вперед».
Возможность оперировать переживаниями так же, как и образами внешнего мира может быть только в человеческом сознании, благодаря «отталкиванию» переживаний от объективных качеств отражаемого в познании внешнего мира. В процессе их осознания происходит своего рода превращение их во что-то противоположное личности - в нечто, становящееся для нее внешним, происходит их отчуждение. «Предметом осознания, - пишет С. Л. Рубинштейн, - могут стать и психические явления, переживания. Но, вопреки интроспекционизму, осознание этих последних совершается не непосредственно путем самоотражения психического в психическом, а опосредованно, через объективно данные сознанию действия людей, через их поведение».
Чем глубже осознанность переживаний, эмоций, чувств, тем легче человек оперирует ими в своем сознании. Интеллектуально развитый человек может чувствовать, переживать глубоко и в то же время вполне владеть своим чувством, своими переживаниями. Переживания, как пишет Гегель, «более или менее отделимы от нас, смотря по степени силы рефлектирующего и разумного мышления».
Осознание переживания происходит посредством его соотнесения с объективным миром. Осознать свое переживание - значит познать причину, его вызвавшую, соотнести его с внешним предметом, включить его в реальные взаимоотношения вещей. «Осознать свое чувство, - пишет С. Л. Рубинштейн, - значит не просто испытать связанное с ним волнение, неизвестно чем вызванное и что означающее, а соотнести его надлежащим образом с тем предметом или лицом, на которое оно направляется. Таким образом, наши собственные переживания познаются и осознаются опосредованно, через отношение их к объекту».
На уровне человеческой психики, в сознании, переживания приобретают новые качества: возникает возможность противопоставить их внешним предметам, отделить как нечто обособленное в психике, возможность их «опредмечивания». В этом заключается одна из характеристик эмоций как переживаний. И задача науки состоит не в том, чтобы сводить всю сущность переживаний к их сознательной характеристике, к их пониманию как познания, «совершающегося в нас», и не в том, чтобы отрицать или недооценивать эту их характеристику. Исследователь призван изучить механизм возникновения и сущность переживаний как реальной жизни субъекта и способ их осознания, «опредмечивания», выделения среди других психических процессов (функция сознания). Роль сознания в своеобразном изменении содержания психических процессов, в превращении этого содержания во  что-то   осознаваемое   личностью,   «репрезентированное» ей Гегель описывает следующим образом: «Содержание, наполняющее наше сознание, какого бы рода оно ни было, составляет определенность чувств, созерцаний, образов, представлений, целей, обязанностей и т. д., а также  мыслей  и  понятий... В любой из этих  форм или в смешении нескольких таких форм содержание составляет предмет сознания. Но когда содержание делается предметом сознания, определенности этих форм проникают также и в содержание, так что соответственно каждой из этих форм возникает, по-видимому, особый предмет, и то, что само по себе тождественно, может казаться различным».
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam