Наука и техника Наука и техника - Эмоции и проблема
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Эмоции arrow Эмоции и сознание arrow Эмоции и проблема
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Эмоции и проблема
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
25.07.2010 г.
Эмоции и проблема единства физиологического и психического
Вопрос о соотношении физиологического и психического, об отношении психической деятельности к ее органу - человеческому мозгу относится к числу самых сложных, трудных и в высшей степени дискуссионных проблем современной философии, психологии и нейрофизиологии.
В настоящее время понятия физиологического и психического неполно, неадекватно отражают те явления, которые практически изучаются психологией и нейрофизиологией как двумя самостоятельно существующими науками.
Психическая деятельность начинается с воздействия предметов и явлений внешнего мира на периферическую часть анализаторов и кончается возникновением субъективных переживаний, субъективного образа внешнего мира, находящегося в гносеологической противоположности с вызвавшим его объективным предметом или явлением. В сознании человека внешний мир дан как нечто объективно существующее, нечто внеположное ему и вместе с этим как субъективное переживание личности. В процессе осознания внешнего мира происходит отделение и противопоставление человека как субъекта отражательной деятельности внешнему миру. На этом высшем этапе отражения действительности возникает идеальное как существенная характеристика психического. Весь процесс становления идеального остается как бы в тени, не осознается личностью. В сознании даны только два конца единого процесса отражения действительности - причина - внешний мир и следствие - его образ. Эта неосознаваемость самого процесса осознания создает видимость невозможности изучения той реальной «технологии», при помощи которой возникает образ как отражение внешнем мира. «В феноменологии, - писал Гегель, - душа, посредством отрицания своей телесности, поднимается уже до чистого идеального тождества с собой, становится сознанием, становится «я», в противоположность к своему другому существует для себя».
Когда мы рассматриваем психическое только как явление сознания, мы неминуемо абстрагируемся от ряда его особенностей и характеризуем его исключительно как идеальное, как противоположное материальному. Это особенное проявление психической деятельности мозга очень часто понимают как единственную, полную и всестороннюю его характеристику. Тем самым естественнонаучный подход к изучению психической деятельности делается принципиально невозможным. Таким образом, на место целостной психической деятельности мозга ставится ее «половина», особая форма ее проявления, форма, которую мы видим «при естественно присущем нашей душе свете...»
Такой односторонний подход ведет к абсолютизации,  субстанциализации конечной стадии развития любого психического процесса - образа и искусственному разделению единой рефлекторной деятельности нервной системы на два противоположных явления - психическое и физиологическое.
«Отрыв образа от процесса отражения, - пишет С. Л. Рубинштейн, - означает порочную субстанциализацию образа, ведет к уничтожению самого предмета психологического исследования и дает простор для всяческих превратных представлений как об одном, так и о другом. Весь процесс отражения, таким образом, мистифицируется: на одной стороне оказывается материальный физиологический процесс, на другой - неизвестно как выступающий из него идеальный образ».
Преодолению этого разрыва способствует, использование современных объективных методов, средств современного естествознания для изучения психической деятельности. Правда, изучение психической деятельности методами нейрофизиологии на современном уровне ее развития еще не дает возможности раскрыть все стороны этого исключительно сложного и противоречивого явления действительности. При помощи современных естественнонаучных  методов  исследования  эта  деятельность  сводится к чему-то другому, более известному и поддающемуся объективной регистрации и изучению (к деятельности какого-либо органа или к различным механическим, электрическим, химическим и другим явлениям).
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam