Наука и техника Наука и техника - Социалистическая характеристика сознания
  19.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Социалистическая характеристика сознания
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Социалистическая характеристика сознания
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
15.06.2010 г.
Данная А. Н. Леонтьевым социологическая характеристика сознания, касающаяся содержательных и структурных сторон последнего, позволяет глубже понять известное положение Гегеля о развитии сознания от слитного состояния через разорванность к единству его сторон.
В нашей литературе это положение обычно истолковывается в плане анализа видов (или форм) сознания. Отмечается, что сознание первобытного общества не было дифференцировано на соответствующие формы, в классовом обществе оно подразделяется на «обособленные» и «замкнутые» формы, а при социализме утверждается единство форм сознания.
На основе разнообразия общественных отношений и с выделением в классово антагонистическом обществе духовного производства в особую отрасль труда действительно происходит подразделение общественного сознания на соответствующие виды, но вряд ли «замкнутость» и «обособленность» были характерными чертами взаимоотношения последних. Политические, правовые, нравственные, философские и иные представления и взгляды, составляющие в своей совокупности идеологию определенных классов, всегда связаны между собой. Связь между ними объективно обусловливается потребностью в защите и обосновании классовых интересов. Поэтому речь может идти скорее о том что в одни и те же виды сознания, скажем нравственность, искусство, вкладывалось различное идейное содержание, соответствующее интересам разных классов, что и приводило к противопоставлению, к примеру, политических взглядов одного класса политическим взглядам другого. И в этом смысле можно говорить, что политический вид сознания одного класса отчужден от этого же вида сознания другого класса, но данные отношения являются внешними, и не они выражают суть разорванности сознания в антагонистическом обществе. Суть ее в том, что с делением общества на классы общественное сознание подразделяется на сознания различных классов, что раздвоенность содержания сознания на объективно-истинное и извращенное закрепляется интересами эксплуататорских классов. Что же касается видов сознания в связи с выяснением специфики различных типов сознания, то первостепенное значение приобретает вопрос о той объективной основе, на которой они выступают и получают свою специфику. Именно на это обращали внимание Маркс и Энгельс. «История всех доныне существовавших обществ, - писали они, - двигалась в классовых противоположностях, которые в разные эпохи складывались различно.
Но какие бы формы они ни принимали, эксплуатация одной части общества другою является фактом, общим всем минувшим столетиям. Неудивительно поэтому, что общественное сознание всех веков, несмотря на все разнообразие и все различия, движется в определенных общих формах, и формах сознания, которые вполне исчезнут лишь с окончательным исчезновением противоположности классов».
На смену классовому обществу приходит общество бесклассовое, а в связи с этим утверждается и новый тип сознания с соответствующей ему структурой. Каковы особенности нового типа сознания? Прежде чем остановиться ни этом вопросе, следует сказать несколько слов о самом названии нового типа сознания.
Коммунистическая общественная формация в своем развитии проходит две фазы - социализм и коммунизм, и в соответствии с этим говорят о социалистическом сознании, возникшем еще в условиях капитализма и развивавшемся в ходе социалистического строительства, и коммунистическом сознании, которое утвердится с переходом общества в свою высшую фазу. Однако такое подразделение сознания на два вида, нам кажется, не совсем правильно. Экономический строй, основанный на общественной собственности на средства производства, еще недостаточно развитый в сравнении с полным коммунизмом, вполне правомерно называть социализмом. С характеристикой сознания положение сложнее.
Сознание не только отражает настоящее, но и на его основе предвидит будущее и потому непременно включает в свое содержание представления об идеалах, целях, задачах, нормах поведения, соответствующих более высокой ступени развития. Видимо, это и позволяло классикам марксизма говорить о формирующемся сознании пролетариата, противоположном взглядам и представлениям буржуазии, как коммунистическом сознании.
Подразделение сознания масс на социалистическое и коммунистическое предполагает и деление марксистско-ленинской идеологии на социалистическую и коммунистическую. Однако осуществить такое деление вряд ли возможно, и поэтому не случайно одно и то же содержание называют то социалистической, то коммунистической идеологией.
Сознание нового общества, на какой бы ступени своего развития оно ни находилось, следует, видимо, называть коммунистическим. Конечно, это не означает, что коммунистическое сознание не развивается и не изменяется. Нет, оно непрерывно развивается, и в этом процессе различаются качественно отличные друг от друга состояния, этапы развития, но это этапы единого по своей природе коммунистического сознания.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam