Наука и техника Наука и техника - Отношение эмоций как отражения действительности
  21.11.2018 г.  
Главная arrow Эмоции arrow Эмоции и сознание arrow Отношение эмоций как отражения действительности
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Отношение эмоций как отражения действительности
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
25.07.2010 г.
Понятия «физиологическое», «объективное» и «материальное» не тождественны. Они не могут заменять друг друга. Эти понятия обозначают различные вещи в действительности и имеют свое специфическое значение в изучении психической деятельности. Это относится и к понятиям «психическое», «субъективное» и «идеальное».
Отношение эмоций как отражения действительности к указанным понятиям сложно и своеобразно.
Идеальное связано с гносеологической противоположностью объекта и субъекта в сознании человека и с возможностью оперировать с образами внешних предметов и процессов как с явлениями «самостоятельными», как с «идеальными реальностями». Идеальное - это образ вещи, внешнего мира, при котором в сознании происходят отделение субъекта от предмета, осознание предмета как реального явления в качестве причины психического явления.  «Характеристика психического как идеального, - пишет С. Л. Рубинштейн, - относится, собственно, к продукту или результату психической деятельности - к образу или идее в их отношениях к предмету или вещи». Возникновение    идеального - результат     длительного развития психики, и оно непременно связано с деятельностью сознания как высшей формы отражения действительности.   Возникновение  идеального   возможно   только при условии отделения и   осознания   внешнего   мира   в процессе отражения как чего-то независимого и противоположного субъекту и познания в то же время субъекта как чего-то качественно определенного и противостоящего отражаемому им миру. Основной отличительный признак идеального Гегель видит   в   том,   что   «идеальность есть отрицание реального, но   притом   такое,   что последнее в то же время сохраняется, виртуально содержится в ней, хотя оно уже не существует. Это есть то определение, которое мы имеем перед собой и в отношении представлений и памяти». При этом само реальное Гегель понимал - как развитие идеи, как  «отчужденный дух». Подчеркивая тесную связь реального и идеального, Гегель стоял на идеалистических позициях.
В. И. Ленин, материалистически подходя к решению этого вопроса, писал: «Различие идеального от материального тоже не безусловно». Идеальное не может существовать в голове познающего субъекта иначе, чем в качестве образа или идеи вещи. Идея или образ - осознанное отражение вещи, - это «идеальная», отраженная в мозгу форма существования этой вещи. По своему содержанию идея и вещь тождественны (постольку, поскольку познание адекватно отражает внешний мир), но по форме своего существования они различны. Материальные, вещи существуют объективно, независимо от познающего их субъекта, в то время как идеи существуют только в сознании человека в качестве образов вещей. «Чувственно познаваемый объект, - писал еще Аристотель, - и ощущение в их актуальном состоянии представляют собой то же самое, но по способу бытия они не тождественны».
Возникновение идеального предполагает наличие не только реального внешнего мира, но и психических закономерностей, на основании которых это идеальное возникает. Для психологии в одинаковой степени важно как изучение механизмов возникновения идеального в процессе отражения действительности, так и изучение тех более низких форм психической деятельности, существование которых является предпосылкой возникновения сознания, а вместе с ним и идеального.
Важной предпосылкой возникновения субъективного образа является отражение психикой внутреннего состояния организма в виде субъективных переживаний-
В предыдущем параграфе мы показали, что переживание первично по отношению к сознанию и не является результатом его рефлектирующей деятельности. Поэтому исторически и онтогенетически надо предполагать, что переживание, субъективное возникло раньше идеального как отражения мира в абстрактных понятиях, обобщениях.
Характеристика субъективного лишь как принадлежности психических процессов определенной личности не дает полного представления о сущности психического в его собственном определении. Необходимо изучить еще и возникновение субъективного, его место в структуре психической деятельности.
В субъективном внешний мир выступает не только в причина деятельности субъекта.
Субъективное - это такая форма отражения действительности, в которой содержание психики как отражение действительности еще не имеет предметного характера. Это содержание лишь «качествует», оно не соотнесено субъектом с каким-то внешним объектом, хотя и детерминировано им.
«На определенном этапе филогенетического и онтогенетического развития, - писал П. С. Купалов, - присущее живым тканям общее свойство раздражимости обогащается свойством переживаемости. Это - величайший скачок, величайшее событие в ходе эволюции жизни. Возникает то, что мы называем субъективным, или в другом, более полном смысле - психическим. Для живых существ весь смысл возникновения и развития этого нового качества состоит в том, чтобы служить внешней деятельности организма, его сложному соотношению с окружающей средой».
Почему в эмоциях содержание отражения, воздействие внешних предметов и внутренней среды организма переживаются лишь как нечто принадлежащее субъекту, лишь как его внутреннее состояние, как субъективное? В предыдущем изложении мы уже пытались показать, в какой связи находится этот факт с некоторыми особенностями функционирования нервной системы. Однако его объяснение невозможно на основе изучения одних лишь закономерностей деятельности нервной системы. Это объяснение надо искать в самой сущности организма как особого вида системы, включая сюда те   сложные   психические структуры, которые характеризуют человека как индивид,
личность.
Многочисленными исследованиями современная наука показала, что взаимодействие отдельных частей какой-либо целостной системы происходит на основе «всеобщего» свойства этой системы, присущего всем им как ее членам. На основе этого «всеобщего» между отдельными объектами, членами целого возникает «сообщаемость».
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam