Наука и техника Наука и техника - Наука как всеобщий духовный продукт общественного развитии
  12.12.2018 г.  
Главная arrow Материализм arrow Материалистическое arrow Наука как всеобщий духовный продукт общественного развитии
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Наука как всеобщий духовный продукт общественного развитии
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
19.06.2010 г.

В определении Марксом науки как всеобщего духовного продукта общественного развития схвачена особенность становления науки как специфической сферы общественного сознания. В отличие от идеологии, вырастающей на базе экономических отношений и обслуживающей классовые интересы людей, основу развития науки составляет производство материальных благ.
Исторически развитие ее определялось потребностями производительных сил общества, и в той мере, в какой росли эти потребности и производство обеспечивало необходимые условия для проведения научных исследований, развивалась и наука. Особенно потребности в науке возросли при капитализме, где «впервые,- говорил Маркс, - ставятся практические проблемы, которые могут быть разрешены только научно. Опыт и наблюдения - и потребности самого производственного процесса - теперь впервые достигли такого масштаба, который допускает и делает необходимым применение науки».
Капитал, писал Маркс, «не создает науки, но эксплуатирует ее, присваивает ее в производственном процессе». Это означает, что наука возрастает не из производственных отношений, а является всеобщим продуктом общественного развития, хотя производственные отношения не безразличны к использованию и развитию ее.
Основу общественного развития составляет производство, развитие последнего и «дает средства для теоретического покорения природы». Знания и опыт всегда были связаны непосредственно с самим трудом. При капитализме «происходит отделение науки, как науки, примененной к производству, от непосредственного труда...». Капиталистическое производство «в значительной степени впервые создает для наук материальные средства исследования, наблюдения, экспериментирования. Поэтому вместе с капиталистическим производством научный фактор впервые сознательно развивается, применяется и создается в таких масштабах, о которых предшествующие эпохи не имели никакого понятия».
Специфика науки как всеобщего духовного продукта общественного развития проявляется главным образом в том, что она служит высшей формой познания и играет роль важнейшего фактора общественного прогресса.
Как высшая форма познания, наука представляет собой систему теоретически обоснованных объективных знаний людей об окружающем мире. Эти знания являются продуктом такого отражения действительности, когда люди за единичными фактами и явлениями находят общее, за случайными - необходимое, когда они выявляют наиболее существенные связи и отношения, т. е. закономерности. Закон, закономерность выступает формой всеобщности действительности. Раскрытие этой всеобщности становится под силу только науке. Это объясняется тем, что сущность вещей не выступает непосредственно. «. . .Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня. . .» Наука потому и представляет собой высшую форму знания, что она в отличие от житейских и донаучных знаний раскрывает сущность вещей. Наука отличается от низших форм знания рядом признаков, например системностью, т. е. сведением научных знаний в определенную систему теоретически обоснованных понятий.
Познание объективных законов действительности - суть науки, а открытые ею законы составляют ее основное содержание. Открытие законов становится возможным лишь на основе сбора и изучения фактов, их обобщения, проверки выдвинутых положений и т. д. Отсюда и содержание науки отнюдь не сводится к формулируемым ею законам.
В ее содержание включаются факты, данные наблюдений и экспериментов, представляющие собой реальную почву для выводов и заключений. Однако факты становятся элементом научных знаний лишь в том случае, когда выступают не в качестве «сырого материала», а в обобщенном виде. В содержание науки включаются и теории процессов, выводы из экспериментальных данных и открытых законов. Благодаря обобщению данных в теориях, где они получают определенное истолкование и служат основой для более широких выводов, наука принимает логически стройную систему знаний о предмете своего исследования.
Понятно, что далеко не все, что включает наука в свое содержание, выступает достоверным знанием. В ее содержание включаются и научные предположения, проверка которых должна еще подтвердить их достоверность.
Кроме названных элементов паука включает и снос содержание частные методы исследования фактов и специфические категории, которые необходимы наукам при исследовании и систематизации материала.
Перечисленные элементы науки еще не исчерпывают всего ее содержания. Исследователи науки как общественного явления, как правило, не включают в ее содержание такой важный, на наш взгляд, элемент, как методология. Они признают ее значение для науки, но считают, что раз методологическую роль играют философские принципы, то последние относятся к философии, а не к науке. Такой подход обусловливается определенным пониманием взаимосвязи духовных образований, согласно которому идеи, взгляды, представления лишь оказывают влияние друг на друга, но не переходят из одной сферы сознания в другую, не взаимопроникают. Нам же представляется, что наука не просто пользуется теми или иными философскими принципами, а включает их в ткань своего содержания и делает своими элементами. Подробнее на этом остановимся ниже, при рассмотрении вопроса о взаимодействии сфер сознания.
Содержание науки позволяет подметить и такую ее особенность, как способность предвидения будущих изменений в природе и обществе. Предвидение становится возможным благодаря тому, что наука открывает законы, тенденции развития в природе и обществе.
Отмеченные особенности и позволяют говорить о науке как высшей форме познания действительности. «Наука есть система объективно-истинных, проверенных практикой знаний людей о природе, обществе и мышлении, получающих свое выражение в форме понятии, определений, формул и главным образом законов, знаний, постоянно развивающихся на основе употребления научных гипотез и других форм мышления».
Наука имеет дело с истинными знаниями. Стремление познать истину, поиски ее характеризуют специфику науки, позволяют отличать ее от других сфер сознания. Так, в идеологии критерием ценности ее положений выступает защита классовых интересов, хотя она не безразлична и к истине. Идеологи, разрабатывая те или иные теории и доктрины в соответствии с интересами своих классов, могут сознательно стремиться к истине или же, напротив, так же сознательно извращать ее. Здесь все зависит от интересов. Известное изречение гласит, что «если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, то они наверное опровергались бы». Используя это изречение английского философа Гоббса, В. И. Ленин подчеркивал специфику идеологии. В отличие от идеологии критерием ценности положений науки выступает уже не защита классовых интересов, а истина, обусловливаемая в конечном счете потребностями развития производительных сил. Поэтому-то и можно говорить о науке как о всеобщем духовном продукте общественного развития.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam