Наука и техника Наука и техника - Специфика науки
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Материализм arrow Материалистическое arrow Специфика науки
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Специфика науки
Рейтинг: / 3
ХудшаяЛучшая 
19.06.2010 г.
Специфика науки состоит и в том, что она является важнейшим фактором общественного прогресса. Известно, что общественный прогресс имеет место там, где возрастает степень господства людей над силами природы и над своими общественными отношениями. Показателем степени господства над силами природы служит Уровень развитии производства, производительных сил, а развитие последних в значительной мере зависит от состояния науки, от применения ее в процессе производства.
Как свидетельствует история развития производства за последние сто лет, естественные науки раскрывали путь прогресса производительных сил. В современном обществе наука все больше и больше превращается в непосредственную производительную силу общества. Вопрос о превращении науки в непосредственную производительную силу является предметом широкого обсуждения в социологической и экономической литературе, и обсуждение его позволяет глубже понять социальную функцию науки, а тем самым и ее особенность как специфической сферы общественного сознания.
Превращение науки в непосредственную производительную силу обычно понимается как овеществление ее достигнутых результатов в орудиях труда, умениях и навыках   производителей.   Однако   такое   понимание представляется нам недостаточным, поскольку оно берет лишь конечный результат влияния науки на производительные силы и не раскрывает еще соотношение науки и производительных сил в самом процессе производства. Выходит, что наука может оказывать влияние на развитие  производительных  сил,   выступая   по   отношению к ним внешней силой, а сами производительные силы рассматриваются лишь как совокупность средств производства и людей. Если производительные силы рассматривать не просто как совокупность названных элементов, а как активное отношение людей к природе, как целесообразную деятельность последних, вооруженных средствами труда, то такое отношение позволяет включить в производительные силы помимо материального содержания и духовные потенции людей, духовный фактор, каким выступает на определенном этапе развития производства   наука.   Последняя   как   духовный   фактор включается в производительные силы в качестве их составного элемента. Вхождение науки в состав производительных сил и означает превращение ее в непосредственную производительную силу. Ряд исследователей науки идут еще дальше в решении этого вопроса. Они считают, что о превращении науки в непосредственную производительную силу можно говорить лишь тогда, когда она выступает в качестве не духовного, а уже материального элемента производительных сил. Наука есть вид как духовной, так и материальной деятельности; в качестве последней она и становится элементом производительных сил.
Все названные точки зрения по вопросу о понимании науки как непосредственной производительной силы свидетельствуют о признании огромной роли науки в производстве, хотя понимание того, как выполняет наука свою роль, различно, различно и понимание самой науки. Когда наука рассматривается в качестве внешнего фактора по отношению к производительным силам, то, как бы ни убеждали сторонники той точки зрения, что наука в этом случае играет роль непосредственной производительной силы, их доводы малоубедительны.
Вместе с тем и утверждение о превращении науки в материальный элемент производительных сил, с нашей точки зрения, настолько абсолютизирует относительность различий между духовными и материальными явлениями, что сводит их на нет и тем самым превращает науку из духовного фактора в материальный элемент производительных сил.
В действительности же различия между ними сохраняются и реализация научных рекомендаций в продуктах материального производства, осуществляемая в научно-исследовательских институтах, в лабораториях, на экспериментальных заводах, опытных полях и т. д., не делает эти продукты продуктами науки, а научная деятельность не становится видом материальной деятельности, хотя той и другой деятельностью могут заниматься и ученые.
Вопрос о превращении науки в непосредственную производительную силу был поставлен и в принципе решен Марксом. «Если производственный процесс становится сферой применения науки, - писал он, -то и, наоборот, наука становится фактором, так сказать, функцией производственного процесса. Всякое открытие становится основой нового изобретения или нового усовершенствования методов производства». Характеризуя производственный процесс как сферу применения науки, поприще практического применения сил, Маркс отмечал, что он является в этом смысле «экспериментальной наукой, материально-творческой и предметно-воплощающейся наукой». Речь, следовательно, идет о таком взаимодействии науки и производственного процесса, в котором стороны как бы взаимопроникают. При этом, однако, эти стороны не теряют своей специфики. Наука как функция производственного процесса выступает в форме знания, а не материальной деятельности, производственный же процесс как «предметно-воплощающаяся наука» выступает в форме материальной деятельности.
Трудности понимания соотношения духовного и материального в реальных процессах приводят к ошибкам и в толковании других духовных явлений, например общественного мнения. Иногда в это понятие включают не только суждения, выражающие определенное отношение людей к фактам, событиям, поступкам и т. д., но и практические действия, реализующие мнение, снимая тем самым всякое различие между суждениями людей и их деятельностью, реальными отношениями.
В основе таких представлений лежит, на наш взгляд, неправильное понимание соотношения духовного и материального, а именно того, что соотносящиеся стороны в нем неравноправны. Определяющей из них является материальная сторона; отсюда  следует,  что духовное (наука, общественное мнение и т. д.) может выступать и действительно выступает моментом материальных явлений, объективных процессов, общественной деятельности и отношений между людьми (материальных и надстроечных), а последние не могут выступать моментом духовного. Духовное, реализуясь, воплощаясь в деятельности, в отношениях, перестает быть духовным, становится элементом общественной практики, реального процесса жизни людей и тем самым играет огромную роль в обществе.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam