Наука и техника Наука и техника - Два основных взгляда
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Эмоции arrow Эмоции и сознание arrow Два основных взгляда
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Два основных взгляда
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
28.07.2010 г.
В истории философии существуют два основных взгляда на сущность этого явления. Философы и психологи, стоящие на идеалистических позициях, рассматривают телесные изменения при эмоциях как влияние «духа» на человеческое тело, как проявление «духовной» субстанции через физиологические изменения.
Так, например, Аристотель рассматривает эти изменения как «материализованные понятия». Гегель рассматривал соматические изменения при эмоциях как переход духовных состояний в нечто телесное, благодаря которому эти состояния делаются доступными для наблюдения. С иной точки зрения подходят к данной проблеме Джемс и Ланге. Первичными и существенными, по их мнению, являются физиологические сдвиги, а психические переживания - это только регистрация в сознании изменений, происходящих в организме.
«Согласно моей теории, - пишет Джемс, - наоборот телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и сознание нами этого возбуждения в то время, как оно совершается, и есть эмоция». У. В. Джемс исходил прежде всего из изменений, наступающих при эмоциях во внутренних органах и телесной мускулатуре.
К подобной точке зрения пришел и Г. Ланге, изучал вазомоторные  реакции при  эмоциях. «Во  всякой эмоции, - пишет Г. Ланге, - существуют как верные и явные факторы: 1) причина - чувственное впечатление, которое обыкновенно действует посредством воспоминания или ассоциации идей; 2) произведенный результат, именно paнее указанные вазомоторные изменения и затем обусловленные ими изменения в телесных и умственных функциях. Теперь возникает вопрос: что лежит между обоими факторами? Или есть ли вообще что-нибудь между ними? Если я начинаю дрожать, когда мне угрожают заряженным пистолетом, то возникает ли во мне сначала чисто психический процесс, возникает ли «страх», который и есть то, что вызывает мою дрожь, мое сердцебиение, путаницу в моих мыслях; или эти телесные явления непосредственно вызываются ужасающей причиной, так что эмоции исключительно происходят вследствие функциональных расстройств моего тела?»
У. Джемс и Г. Ланге рассматривали субъективные, проявления эмоций как отражение в сознании происходящих при эмоциях телесных изменений, сводили психические явления в эмоциях к эпифеномену, сопутствующему реальным взаимоотношениям организма со средой.
С точки зрения их теории, эмоции как субъективные состояния излишни и ненужны, и их возникновение и усложнение в процессе эволюции живых организмов не подлежат причинному объяснению. К тому же теория Джемса - Ланге не объясняет и физиологическую сущность эмоций, она только описывает наблюдаемые явления.
Подобная теория не служит материалистической альтернативой идеалистическому пониманию физиологических изменений при эмоциях как воздействия «духа» на тело. Это подчеркивает и сам Джемс. «Моя точка зрения, - пишет он, - не может быть названа материалистической. В ней не больше и не меньше материализма, чем во всяком взгляде, согласно которому наши эмоции обусловлены нервными процессами».
Первую попытку объяснить биологически приспособительный характер эмоций с точки зрения эволюционной теории сделал Ч. Дарвин. Он рассматривает многочисленные мимические движения и телесные изменения при эмоциях как имеющие прямое приспособительное значение в прошлом. Но Дарвин часто понимает наблюдаемые изменения как результат эволюции, утративший в настоящем свое приспособительное значение. Подобной точки зрения в психологии придерживался Г. Спенсер. Теорию Дарвина и близкие к ней взгляды некоторые авторы называют «рудиментарной теорией» эмоций.
С точки зрения марксистско-ленинской теории отражения, многочисленные психические, нервные, нейрогуморальные, эндокринные и вегетосоматические изменения при эмоциях - моменты саморегуляции функций организма в процессе отражения действительности.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam