Наука и техника Наука и техника - Общественная психология
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Материализм arrow Материалистическое arrow Общественная психология
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Общественная психология
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
19.06.2010 г.

Вопрос о месте общественной психологии в структуре сознания в философской литературе часто заслоняется вопросом о признании общественной психологии как духовного явления жизни общества. Понятно, что очень важно было осознать, что социально-психологические явления реально существуют и что их нужно изучать. Однако интерес к изучению общественной психологии все более настоятельно ставит перед учеными задачу выявления места данного духовного образования в структуре общественного сознания.
Постановка такой задачи обусловлена потребностью самого исследования. Неразработанность методологических вопросов, и в частности вопроса о месте общественной психологии в структуре сознания, является серьезным препятствием ил пути разработки важной в научном и практическом отношении проблемы.
Что же понимается под общественной психологией и каково ее место в структуре общественного сознания?
«Общественной психологией мы называем совокупность чувств, настроений, эмоций, навыков, направленности воли, привычек, особых черт характера, возникающих у данного большого коллектива людей на основе общности социально-экономических условий их жизни». Как видно из приведенного определения, общественная психология, по мнению авторов книги, включает многообразные духовные образования, лежащие ниже уровня идей и взглядов. Такое понимание общественной психологии встречает возражение, но оно является наиболее распространенным в философской и социологической литературе.
Мало чем отличается по своей сути от приведенного и такое понимание общественной психологии, когда в ее содержание наряду с чувствами и настроениями, эмоциями и навыками включаются также и взгляды и идеи, но утверждается, что последние на уровне психологии не систематизированы и не содержат в себе попытки понять общественное бытие в его целостности и сущности.
Из такого понимания общественной психологии логически следует вывод и о ее месте в структуре общественного сознания. Она является, по утверждению В. В. Журавлева, «первой ступенью общественного сознания». В. Ж. Келле пишет, что «она относится к более низкому уровню общественного сознания. . .». А. В. Баранов обосновывает место общественной психологии в этой структуре, исходя из подразделения общественного сознания на теоретическое и обыденное как двух уровней отражения действительности. Он относит к общественной психологии ту часть общественного сознания, «которая отражает практические отношения людей к различным сторонам мира в субъективной, эмоциональной форме». Содержание сознания, относящееся к психологии, «еще недостаточно осознано, теоретически не осмыслено... Если теоретическое сознание имеет дело так или иначе с объективными сущностями, то общественная психология отражает иную сторону общественного бытия, а именно: отношение социальных групп к миру явлений. . .».
Как можно видеть из приведенных высказываний, общественная психология рассматривается рядом исследователей как обыденное сознание, т. е. один из уровней отражения действительности. На этом уровне сознание имеет дело лишь с миром «явлений», но не с «сущностью» вещей и по своей форме эмоционально. Отнесение общественной психологии к обыденному сознанию повлекло за собой перенесение на нее всех характеристик, присущих данному уровню отражения действительности: стихийности формирования, бессистемности, аморфности и т. д.
Положение об общественной психологии как низшем уровне отражения действительности выступает для исследователей данного явления основным методологическим принципом. Насколько данный принцип окажется плодотворным для разработки основных проблем психологии, судить пока еще трудно.
Чтобы разобраться в существе вопроса, важно затронуть хотя бы вкратце историю вопроса о выделении в структуре общественного сознания исследователями-марксистами общественной психологии. Классики марксизма-ленинизма не употребляли термин «общественная психология» и специально не анализировали структуру общественного сознания, поэтому с их высказываниями следует обращаться осторожно, дабы не вкладывать в них не соответствующий им смысл. Впервые в марксистской литературе термин «общественная психология» употребил первый пропагандист марксизма в Италии А. Лабриола, а затем стал им пользоваться Г. В. Плеханов. Введенный в научный обиход за последние годы термин «общественная психология» сохранил то содержание, которое вкладывал в него Г. В. Плеханов. Поэтому представляет интерес, на наш взгляд, оценка суждений Г. В. Плеханова, его методологического подхода к анализу структуры общественного сознания и выяснению в ней места общественной психологии.
В работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895) Г. В. Плеханов под психологией общества разумеет общественное сознание, определяемое материальной структурой общества. Он писал, что, «раз дана структура общества, нетрудно понять, что ее характер отразится вообще на всей психологии людей, на всех их привычках, нравах, чувствах, взглядах, стремлениях и идеалах. Привычки, нравы, взгляды, стремления и идеалы необходимо должны приспособиться к образу жизни людей, к их способу добывания себе пропитания. , .». Г. В. Плеханов анализирует далее взаимоотношение «экономии общества» и «психологии общества» как двух сторон одного и того же явления, каким является производство материальных благ. В этом взаимоотношении «экономия общества» является реальной основой, на которой возвышается «идеологическая надстройка» пли «психология общества», которая приспосабливается к его экономии.
В рассматриваемой книге, представляющей одно из лучших произведений Г. В. Плеханова, понятия «психология общества», «идеология», «формы идеологии» употребляются для обозначения общественного сознания, духовной жизни общества. Между психологией и идеологией не усматривается еще никаких различий.
В работе «О материалистическом понимании истории» (1897) Г. В. Плеханов анализирует «Очерки материалистического понимания истории» А. Лабриолы и вслед за последним употребляет термин «общественная психология», придавая ему своеобразный оттенок. «Чтобы понять историю научной мысли пли историю искусства в данной стране, - пишет он, - недостаточно знать ее экономию. Надо от экономии уметь перейти к общественной психологии, без внимательного изучения и понимания которой невозможно материалистическое объяснение истории идеологий». Как можно видеть, здесь понятия «общественная психология» и «идеология» употребляются уже в разных значениях.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam