Наука и техника Наука и техника - Разделение понятий
  15.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Разделение понятий
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Разделение понятий
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
19.06.2010 г.
Общественное сознание в зависимости от его распространенности в обществе подразделяется на специализированное и массовое. Данное подразделение можно рассматривать как существенную характеристику общественного сознания. В самом деле, носителями общественного сознания выступают социальные общности людей.
Судить о нем можно прежде всего по распространенности и содержанию представлений и взглядов, разделяемых широкими массами, по чувствам и настроениям, переживаемым ими, привычкам и традициям, господствующим у них, и т. д. Общественное сознание в качестве массового сознания как раз и представляет собой ту реальную силу, которая оказывает свое влияние на исторический процесс, побуждая людей к деятельности. Оно образует целую сферу в духовной жизни людей и выступает предметом исследования общественных наук. Энгельс говорил, что при исследовании движущих сил истории «надо иметь в виду не столько побуждения отдельных лиц, хотя бы и самых выдающихся, сколько те побуждения, которые приводят в движение большие массы людей, целые народы, а в каждом данном народе, в свою очередь, целые классы». Другими словами, важно исследовать массовое сознание.
Классики марксизма-ленинизма оставили в наследство превосходные образцы анализа массового сознания в революционные эпохи истории. В ряде научно-исследовательских работ специально оцениваются высказывания В. И. Ленина по вопросам массового сознания, общественной психологии. Выводы, вытекающие из высказываний В. И. Ленина по этим вопросам, сформулированы Б. Ф. Поршневым. Важнейший из этих выводов состоит в том, что внимание В. И. Ленина к процессам и явлениям общественной психики «в высшей степени целеустремленно: все это важно ему отнюдь не само по себе, а как показатель состояния революционных сил, как жизненно необходимые условия отстаивания и развития дела революции». В другом месте автор пишет: «Изучая совокупность замечаний Ленина по социальной психологии, мы видим, что все эти наблюдения в конечном счете подчинены одной задаче - правильно учесть условия революционной деятельности партии, верно оценить социально-психологическую почву, на которую падают лозунги партии, а тем самым эффективность ее деятельности».
Действительно, В. И. Ленин обращал внимание на сознание как реальную силу в деятельности людей. «Без заинтересованности, - говорил он, - сознательности, бодрости, действенности, решительности, самостоятельности масс абсолютно ничего ни в той, ни в другой области сделано быть не может».
Вождем социалистической революции, ее авангардом выступает Коммунистическая партия, вооруженная марксистской теорией. И в этом состоит сила революции, залог ее успеха. Но «самые лучшие авангарды, - говорил Ленин, - выражают сознание, волю, страсть, фантазию десятков тысяч, а революцию осуществляют, в моменты особого подъема и напряжения всех человеческих способностей, сознание, воля, страсть, фантазия десятков миллионов, подхлестываемых самой острой борьбой классов». Поэтому-то Ленин и проявлял самое пристальное внимание к сознанию рабочих и крестьян, к тем сдвигам, которые происходят в нем.
Нам хотелось бы обратить внимание на два положения, которые остались вне поля зрения исследователей общественной психологии, анализирующих ленинское наследство. Во-первых, на положение о том, что В. И.Ленин использовал термин «психология» не только для характеристики эмоциональной стороны сознания, как это принято считать, но и для обозначения массового сознания, включающего в свое содержание наряду с настроениями, социальными чувствами и взгляды людей по самым различным вопросам.
Массовое сознание - это совокупность духовных образований, разделяемых целыми классами, социальными группами общества. Частое употребление Лениным таких выражений, как «настроения масс», «социальные чувства», не может служить основанием для утверждения о том, что он .сводил общественную психологию к эмоциональной стороне сознания. Настроения, социальные чувства - самые распространенные формы проявления массового сознания, и отсюда неизбежное употребление таких выражений.
За внешними проявлениями массового сознания всегда скрывается его сущность. И такую сущность В. И. Ленин усматривал в сознательности масс, в глубоко понятном и прочувствованном отношении их к решению стоящих перед обществом задач. Оценивая идеологическую деятельность Коммунистической партии по формированию революционного сознания народных масс, Ленин говорил: «Мы дошли до величайшего момента в своей революции, мы подняли массы пролетариев, мы подняли массы бедноты в деревне к сознательной поддержке нас». Массовое сознание, рассматриваемое не только со стороны формы проявления, но и со стороны содержания, не может быть отнесено к низшему (чувственному) уровню отражения действительности. В нем органически сливаются и собственно психологические образования, и идеологические представления и взгляды. Не случайно В. И. Ленин, говоря о массовом сознании, сближал понятия «психология» и «идеология». Так, характеризуя отрицательное отношение рабочих и крестьян к империалистической войне, Ленин в июне 1917 г. говорил: «Эта психология и идеология, как бы она ни была смутна, почти у всякого рабочего и крестьянина заложена необыкновенно глубоко».
Массовое сознание не может быть отождествлено с обыденным сознанием, как не может быть отождествлена идеология с теоретически разработанным сознанием. Различия между массовым сознанием и идеологией лежат не столько в плане отражения действительности, сколько главным образом в плане того, что первое из них непосредственно определяет действия и поступки больших масс людей, выступая в качестве «сознательного побуждения», а вторая, прежде чем выполнять такую функцию, должна еще получить распространение в массах, стать содержанием массового сознания, Понятно, что и массовое сознание и идеология могут рассматриваться под углом зрения глубины отражения действительности, и тогда в них могут быть выделены уровни обыденного и теоретического сознания. Так, трудящиеся массы, усваивая, скажем, марксистско-ленинские идеи о социалистической революции, делают их содержанием своего сознания. Однако данные идеи, хотя и включаются в содержание массового сознания, по своему происхождению остаются продуктами теоретической деятельности. В свою очередь идеологи, разрабатывая классовое самосознание, нередко включают в его содержание и предрассудки своего класса, т. е. то, что может быть отнесено к обыденному сознанию. Следовательно, массовое сознание не может быть отождествлено с обыденным сознанием. Оно является наличным или реальным сознанием больших общественных групп. Что же касается того, какие элементы в нем превалируют - элементы обыденного сознания или сознания теоретического, то это зависит от характера самого общества, господствующих в нем отношений, от содержания идеологической работы среди народных масс.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam