Наука и техника Наука и техника - Социальные привычки и обычаи
  20.10.2018 г.  
Главная arrow Материализм arrow Материалистическое arrow Социальные привычки и обычаи
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Социальные привычки и обычаи
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
19.06.2010 г.
Наряду с социальными привычками и обычаями социально-психологическими образованиями выступают и традиции. Они рассматриваются в общественной психологии как нормы и правила общественного поведения людей, связанные с устойчивыми элементами духовной жизни общества.
В социально-психологической литературе стало уделяться все больше внимания характеристике традиций патриотизма и дружбы народов, трудовых, семейных и иных традиций социалистического общества, выяснению их роли и значения в жизни людей. Разработка проблемы обычаев и традиций социалистического общества имеет важное и теоретическое и практическое значение.
Через отнесение традиций и обычаев к сфере общественной психологии исследователи стремятся выяснить специфику данных явлений.
Так, Н. С. Сарсенбаев пишет: «По нашему убеждению, обычаи и традиции необходимо рассматривать как категории общественной психологии. Потому что, во-первых, они отражают нормы и принципы общественного поведения не индивидов, а коллективов и различных форм общности людей, образуя духовные черты, признаки и свойства их; во-вторых, обычаи и традиции создаются коллективами, в отличие от идеологии, которая вырабатывается идеологами и внедряется в сознание масс; в-третьих, обычаи и традиции связаны со сферами не только осмысливания, но и различными людскими переживаниями. Они больше коренятся в общественной психологии, чем в идеологии».
Н. С. Сарсенбаев специфику обычаев и традиций усматривает в том, что они суть явления только социально-психологические. Вряд ли можно согласиться с такого рода безоговорочным утверждением автора. Он относит обычаи и традиции к социально-психологическим явлениям потому, что они якобы «отражают нормы и принципы общественного поведения» коллективов и других общностей людей. Но ведь в действительности они существуют не наряду с нормами и принципами как их отражение в сознании, а как те же самые реальные нормы, но более прочно утвердившиеся, строже поддерживающиеся обществом и потому реже нарушающиеся людьми. Маркс отмечал, что, «если форма просуществовала в течение известного времени, она упрочивается как обычай и традиция. . .».
Характер обычаев и традиций могут принимать формы самых различных отношений (материальных и надстроечных) и действии людей. Поэтому вряд ли следует рассматривать традиции и обычаи лишь в связи с нравственными отношениями, с моральными принципами и нормами поведения людей. Традиции имеют место в материальном производстве, в политической жизни, в художественном творчестве, в науке и т. д. В зависимости от сферы проявления, от характера отношений, формы проявления которых упрочиваются в обществе, зависит и природа обычаев и традиций. Она, по-видимому, может быть не только духовной. Если взять только духовную сферу жизни, то и здесь нельзя ограничить их проявление только сферой общественной психологии. В связи со сравнением традиций и обычаев с идеологией следует заметить, что оно неправомерно, ибо это несоотносительные понятия: ведь традиции имеют место и в идеологии. Другое дело сравнение их, скажем, с социальными нормами, с общественным мнением.
Что касается вопроса о том, как складываются обычаи и традиции, то Н. С. Сарсенбаев акцентирует внимание на целенаправленном характере этого процесса. «Традиции и обычаи в своем историческом происхождении почти всегда имели сознательное начало. Но распространение, применение и утверждение их часто носило стихийный характер. Революционные же традиции возникают не стихийно, а сознательно».
Вряд ли с данным утверждением можно согласиться. В становлении традиций превалировало и превалирует, по нашему мнению, стихийное, а не сознательное начало. Иначе и быть не может, ибо традиционный характер принимают те или иные формы отношений, виды деятельности людей, исполнение норм поведения и т. д. Становление обычаев и традиций по своему существу является естественноисторическим процессом. Конечно, люди могут сознательно стремиться, скажем, к укреплению определенных форм отношений, к неукоснительному соблюдению тех или иных социальных норм жизни, но при этом они перед собой не ставят целью создание традиций, хотя результатом такого стремления может быть становление новых традиций. В этом условном смысле можно говорить о сознательных началах в становлении и развитии обычаев и традиций. В таком же смысле можно говорить о сознательных началах и тогда, когда развертывается борьба против старых обычаев и традиций, превратившихся в тормоз развития общественной жизни. Традиции и обычаи нельзя рассматривать в отрыве от тех отношений, формами которых они являются. Поэтому цель борьбы - преодоление не старых обычаев и традиций, а самих отношений, носящих традиционный характер. Преодоление же старых отношений будет означать и устранение соответствующих обычаев и традиций.
Когда речь идет о воспитании молодого поколения на определенных традициях, то такое воспитание способствует воспроизведению тех отношений, формами которых выступают традиции.
Общим для традиций, обычаев, социальных привычек и других элементов, составляющих психический склад социальной группы, является их устойчивость. И это позволяет их отличать от другой группы социально-психологических элементов, составляющих эмоциональную сторону общественной психологии.
Особенность этой группы элементов состоит в том, что она весьма подвижна, крайне изменчива. Составляющие ее социальные чувства, настроения скоротечны. Правда, и они обладают известной устойчивостью, позволяющей говорить о них как о своеобразных социально-психологических образованиях. Как бы ни изменялись конкретные ситуации, вызвавшие, скажем, те или иные настроения и чувства людей, относительно постоянные условия жизни социальной группы, ее психический склад поддерживают определенные настроения и чувства. Социально-психологические явления, возникающие в группах непосредственно взаимодействующих людей, также составляют особую сторону содержания общественной психологии. К ней относятся мода, слухи, паника и другие образования. Возникновение подобных явлений обусловлено особенностями самого общения людей: подражанием, внушением, «психологическим заражением» и т. д.
Все три названные группы духовных явлений входят в содержание общественной психологии. Но исчерпывают ли они се содержание? На наш взгляд, далеко не исчерпывают. И не только потому, что, скажем, пока еще неполно раскрыты черты психологического склада социальных групп или эмоциональной стороны сознания, а потому, что из содержания массового сознания оказалось исключенным его ядро: идеи, взгляды, представления людей. Как можно было видеть из краткой характеристики социально-психологических явлений, в общественную психологию включаются, с одной стороны, прочно установившиеся образования в виде привычек, обычаев, традиций, а с другой - крайне подвижные образования в виде настроений, чувств, моды и т. д. Возникает вопрос: а каково то содержание, которое сопровождается проявлением чувств, настроений, а затем закрепляется в привычках и традициях? При выяснении предмета социальной психологии как науки, призванной изучать общественную психологию как явление духовной жизни общества, это содержание не раскрывается и не учитывается. Пока еще нет единой точки зрения на предмет социальной психологии как науки. Вместе с тем представители разных точек зрения, одни из которых считают объектом науки психологию личности, другие - психологические особенности различных социальных групп, слоев и классов общества3, а третьи - и то и другое, содержание общественной психологии ограничивают социальным характером, привычками, обычаями, традициями, эмоциональной стороной сознания и психологическими особенностями поведения людей. Поэтому хотя и высказываются разные точки зрения о предмете науки, но по сути своей понимание общественной психологии остается общим.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam