Наука и техника Наука и техника - Голоса из прошлого
  14.12.2018 г.  
Главная arrow История техники arrow Изобретательство arrow Голоса из прошлого
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Голоса из прошлого
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
29.08.2010 г.
Голоса из прошлого     
Рембрандт и Рафаэль, Андрей Рублев и Веласкес, жившие несколько веков назад, не записывали своих голосов на магнитную пленку или грампластинку. Несмотря на это, видимо, в недалеком будущем мы сможем услышать их, ну словно так, будто сидим рядом с ними и наблюдаем за их работой над картиной.
Услышим мы и древнего грека и древнего римлянина, в руках которых рождалась тысячелетия назад глиняная амфора.
Это не фантазия. Достижения электронной техники наших дней говорят о том, что такая возможность не исключена.
...На диск проигрывателя поставили обыкновенный глиняный горшок. Включили. Экспериментатор надел наушники и осторожно поднес к вращающемуся горшку пьезоэлектрический звукосниматель.
В нем вместо иглы торчала деревянная шпилька длиной миллиметров двадцать. Как только ее плоский конец заскользил по коричневатой поверхности, в наушнике послышалось довольно неприятное дребезжание. Но оно доставило явное удовольствие экспериментатору: лицо его расплылось в улыбке...
Что общего между этими дребезжащими звуками и теми голосами прошлого, которые хотят воскресить исследователи? Дело в том, что дребезжание, прозвучавшее для них райской музыкой, было записано при формовании горшка на гончарном круге. Механика его была самая простая: маховик, вмонтированный в легкую деревянную раму, и автомобильный коленчатый вал. Вращение, конечно, было не очень равномерным, да и круг довольно заметно вибрировал. Вот эта-то вибрация и оказалась записанной на поверхности горшка, когда гончар «заглаживал» его заточенным краем тонкой деревянной пластинки. Вы можете спросить: а как же другие неровности, скажем вызванные дрожанием руки гончара, неравномерным нажимом или дефектами материала? Они разве не будут «прослушиваться» в наушниках? Нет, не будут. Последние успехи в электронном анализе сигналов столь значительны, что они позволяют выделить еле слышные полезные сигналы,
даже  если  они   «замаскированы» очень сильными шумами.
Исследователи попробовали записать и звуки более «интеллигентные», чем дребезжание, - жужжание электромотора, вращающего гончарный круг. Мотор установили на раме, поддерживающей круг, и снова стародавним способом начали формовать горшок. Прокрученный на проигрывателе, он четко «прожужжал» в наушниках экспериментатора.
Вполне естественно предположить, что если на горшке записывается жужжание мотора, то может записаться и голос гончара. Только воспроизведение его - задача более сложная, чем прослушивание жужжания.
А вот другой эксперимент. На маленькую деревянную рамку натягивался холст. Рядом ставили проигрыватель и заводили пластинку с военным маршем. Под звуки бодрящей музыки на холст наносили кистью мазки краски. Когда их потом рассмотрели при небольшом увеличении, то обнаружили, что некоторые мазки имели поперечные волнообразные неровности. Если после высыхания краски по такому мазку осторожно провести «иглой» (маленькой деревянной лопатообразной шпилькой) звукоснимателя со скоростью, близкой к скорости движения кисти, то можно услышать небольшие отрывки военного марша.
Пробовали экспериментировать и с записью человеческого голоса. Для начала выбрали слово «голубой», которое произносилось при нанесении мазков голубой краски. Поиски записанного слова оказались долгими и утомительными. Но его все-таки нашли.
Итак, принципиальная возможность воспроизведения голоса художника, который во время работы над картиной мог разговаривать сам с собой или с собеседником, доказана. Когда-нибудь мы сможем, наверно, прослушать и голоса знаменитых людей прошлого, чьи портреты украшают картинные галереи. Ведь не сидели же они перед художником молча! Да и не только горшки и картины могут оказаться звуковыми письмами от., наших предков. «Хранителями» таких записей, очевидно, являются и различные украшения, клиики холодного оружия, стрелы, гравировальные доски, рукописи. В общем, все те предметы, на которых в виде царапин, меток, следов вырезания или гравировки сохранились случайные записи звуковых колебаний.
Н. ПОСЫСАЕВ

АТОМНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ ПОД ВОДОЙ. Японские инженеры разработали проект АЭС, которая будет находиться в море на глубине 100 м в 5-6 км от берега. Жилые помещения для экипажа, однако, будут расположены на платформе над поверхностью воды. Для этих станций разработан специальный реактор, охлаждаемый водой.

ОТКУДА ДЫМ? В городе Дуйсфурге (ФРГ) тянутся к небу более 150 заводских труб. Многие из них выбрасывают по ночам клубы дыма: под покровом темноты промышленники отключают фильтры, чтобы сэкономить на электроэнергии и уходе за ними. Городские власти Дуйсбурга решили бороться с нарушителями с помощью своеобразного лазерно-телевизионного локатора. Лазер посылает вспышку света, а телевизионная камера улавливает отраженное от дыма «эхо». И если оно оказалось сильнее допустимого (значит, отразилось от густого столба дыма), засекает местоположение трубы-нарушителя.

СЕТИ-НЕВИДИМКИ. Японцы начали изготовлять тралы из прозрачных нейлоновых нитей. Коэффициенты преломления света у нейлона и воды почти одинаковы, поэтому такие сети невидимы для рыбы, и уловы возрастают в несколько раз. Особенно обманывают рыбу тралы, у которых крылья сети обычные - непрозрачные, а мешок прозрачен. Рыба убегает от крыльев и оказывается в мешке. Опасаясь истощения рыбных запасов, канадские власти запретили японским судам ловить рыбу невидимыми сетями в местах нереста лососей. Комиссия ООН по продовольствию и сельскому хозяйству рекомендует пользоваться такими сетями в странах, где рыболовный , флот состоит из малых судов с небольшими тралами.

ТЕЛЕКАМЕРЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ НА ДЕРЕВЬЯХ или смонтированные на высоких мачтах, - эффективное средство для обнаружения лесных пожаров. Эксперименты по столь необычному их использованию уже начаты в двух польских лесничествах. Камеры, вращаясь, наблюдают за участком в радиусе 15 км. Они позволяют разглядеть очаг пожара даже в плохую погоду. Причем поиски огня с помощью аппаратуры промышленного телевидения не так дороги, как практикующееся сейчас в республике возведение наблюдательных вышек, на которые уходит немало бетона и стали.

ФОКУС С ПРОВОЛОКОЙ. Представьте себе, что бетон армируют разрезанной на короткие кусочки стальной проволокой. Их бросают в форму, и они, как по команде, занимают именно такое положение, которое обеспечивает строительной детали наибольшую прочность. Сами? Не совсем: в форме создается магнитное поле, и проволочки выстраиваются по его линиям (Польша).

ШАРОВОЙ ВЕЛОСИПЕД. Пока велосипедная регата еще не проводилась. Но популярность, которую сразу завоевал созданный в Японии водный велосипед, вселяет уверенность, что она скоро состоится. Три поплавка, гребные колеса, как у парохода, - вот и вся премудрость. Велосипед одинаково хорошо катится и по волнам и по песчаным побережьям. Создатели велосипеда предназначили его только для воды и песка, однако покупатели расширили «район плавания», и теперь- аквапед оснащается даже корзинной для покупок.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam