Наука и техника Наука и техника - Идеи и представления
  14.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Идеи и представления
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Идеи и представления
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
19.06.2010 г.
Общественная психология включает, на наш взгляд, политические, правовые, нравственные и иные идеи и представления, но не в форме теории, систем взглядов, как это имеет место в идеологии, а главным образом в форме убеждений, верований, социальных установок на восприятие действительности и отношения к ней.
Если в идеологии мы различаем идеи и взгляды прежде всего по их содержанию, то в общественной психологии имеем дело уже с убеждениями людей (целых групп, классов), т. е. с тем, насколько идеи и взгляды, распространяемые в процессе идеологической работы среди масс, овладели сознанием последних, являются стимулами их поведения. При этом непременно учитывается и содержательная сторона идей и взглядов, но как бы в снятом виде, главное же внимание переносится на их усвоение, на то, стали ли они глубокими убеждениями или нет, как они проявляются в поступках, переживаются, закрепляются в привычках, традициях и т. д. Убеждения социальных групп, классов и других общностей составляют основное содержание общественной психологии.
Если при рассмотрении содержания общественной психологии мы будем учитывать и убеждения людей, их сознательность, то и социальная психология как наука обретет свое качественное своеобразие, позволяющее отличить ее от традиционной социальной психологии, разрабатываемой уже в течение многих десятилетий буржуазными психологами и социологами. В настоящее время такое отличие по предмету исследования почти не улавливается. Предметом общественной психологии как науки могут выступать наряду с психологическими особенностями различных социальных групп, особенностями поведения индивида в социальной группе, в коллективе и закономерности распространения идей и взглядов среди широких масс, закономерности формирования, изменения и развития их убеждений. В этом случае раскрытие функций социально-психологических явлений, научных основ воспитания масс явилось бы важнейшей задачей социальной психологии как науки.
Вопрос о предмете и задачах социальной психологии выходит за рамки нашего анализа, поэтому мы вернемся к характеристике общественной психологии как сферы сознания.
Дать сколько-нибудь полную характеристику общественной психологии как сферы сознания, раскрыть ее связь с идеологией и наукой можно только в том случае, если социальная психология, теория журналистики, этика, эстетика, педагогика и другие общественные науки, имеющие отношение к массовому сознанию, более четко определят свои задачи при изучении социально-психологических явлений. И философии не безразлично, как понимается предмет той или иной конкретной науки, хотя и определяется он самими конкретными науками.
Функции общественной психологии, позволяющие выделить ее специфику, систематически не изучались. Это объясняется в какой-то мере существовавшим до недавнего времени отношением к общественной психологии, а также сложившимся пониманием ее. Если характерная черта общественной психологии усматривалась в инстинктивности и неосознанности настроений и действий людей, то вряд ли такое образование способно выполнять какие-то позитивные общественные функции. И тем не менее они существуют. Каковы же они?
При определении критерия разграничения сфер общественного сознания выше отмечалось, что они различаются между собой и по выполняемым функциям. Каждая из них выполняет по преимуществу какую-то одну функцию. Такую функцию можно обнаружить и у общественной психологии. Однако специфика этой сферы сознания состоит скорее не в том, что она выполняет, в отличие от других сфер, особую функцию, а в том, как она выполняет присущие сознанию функции.
Функции общественной психологии проявляются при решении практических задач повседневной жизни. Перефразируя известные слова Маркса относительно сознания первобытного общества, можно сказать, что общественная психология вплетена в практическую деятельность людей. Этим она отличается от идеологии и науки как продуктов духовного производства, выступающих в форме теории, в форме знания. Функции общественной психологии, вплетенной в ткань практической деятельности людей, имеют своей целью воплощение убеждений, установок и других социально-психологических образований в реальные отношения, в поведение людей. Это касается функций приспособления, коммуникации, регулирования отношений и других, присущих общественному сознанию в целом. Так, психология обеспечивает приспособление людей к существующим общественным отношениям; посредством своих образований, в особенности привычек, обычаев и традиций, регулирует отношения между людьми; в социальных нормах поведения объективирует жизненный опыт людей и передает новым поколениям.
Наиболее характерной функцией общественной психологии является стимулирование людей к деятельности, или эмоционально-волевая функция. Энгельс говорил, что у отдельного человека, для того чтобы он стал действовать, все побудительные силы неизбежно должны превратиться в побуждения его воли. Это же самое можно сказать и относительно любой общности людей побудительные силы, вызывающие действия общности, выражаются в эмоционально-волевых состояниях массового сознания. Эмоционально-волевая функция отчетливо подчеркивает специфику общественной психологии как особой сферы сознания.
Отмеченные моменты и позволяют выделить общественную психологию среди других сфер общественного сознания и рассматривать ее как проявление массового сознания.
Понятно, характеристика общественной психологии как массового сознания не является сколько-нибудь исчерпывающей, но вместе с тем она весьма существенна. Только на пути выяснения непосредственной практической направленности, распространенности идей и взглядов в народе можно, на наш взгляд, раскрыть особенности общественной психологии. Идя по этому пути, мы обнаруживаем, что общественная психология отличается
от идеологических продуктов духовного производства, которые не сразу становятся достоянием широких масс. Различие между ними сохраняется и тогда, когда продукты духовного производства находятся в процессе распространения. Дело в том, что распространяемые идеи и взгляды усваиваются массами в зависимости от их опыта, от уже сформировавшихся у них убеждений, верований, традиций и других социально-психологических образований. Различия исчезают тогда, когда продукты духовного производства, вступая в связь со всем уже существующим строем мыслей и чувств, привычек и традиций масс, становятся элементами общественной психологии. Но поскольку духовное производство осуществляется постоянно, то сохраняются и различия между общественной психологией и другими сферами общественного сознания.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam