Наука и техника Наука и техника - Сознание социалистического общества
  21.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Сознание социалистического общества
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Сознание социалистического общества
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
19.06.2010 г.

Сознание социалистического общества, как было отмечено, является цельным духовным образованием. В нем четко не выделяются классовые сознания как специфические структурные образования, поскольку интересы еще сохраняющихся при социализме классов совпадают, и на этой основе между классами сложилось социально-политическое и идейное единство. В общественном сознании стали обозначаться как структурные образования сознания социалистических коллективов.
Социалистическое общество представляет собой систему различных по составу и функциям коллективов, в которых протекает вся жизнь человека. Эти коллективы (прежде всего трудовые) имеют свои взгляды, суждения, настроения, традиции. Духовный мир коллективов определяется общими условиями жизни общества, и потому в них находит свое проявление общественное сознание. Однако последнее преломляется в каждом отдельном коллективе через призму тех специфических условий, в которых он живет и приобретает особые черты.
Сознание социалистического общества освобождается от предрассудков, иллюзий и заблуждений, присущих всем предшествующим типам сознания. Это нашло свое отражение в его структуре, в частности в том, что среди видов коммунистического сознания нет религии.
Наиболее характерное изменение в структуре общественного сознания состоит в том, что все его виды стали выполнять познавательную функцию и потому включают в свое содержание и соответствующие науки: политическое и правовое сознание включает государственно-правовую науку, нравственность - этику, искусство - эстетику и т, д. В прошлом виды сознания ограничивались по преимуществу выполнением идеологических функций и не включали в свое содержание науку.
Изменение структуры общественного сознания при социализме проявляется и в изменении соотношения научно-теоретического и обыденного сознания. В сознании социалистического общества превалирует научно-теоретическое сознание, в то время как в сознании прошлых обществ преобладало обыденное. Это объясняется тем, что трудящиеся массы в прошлом в подавляющем большинстве были неграмотными и не могли приобщиться к теоретическим знаниям, овладеть философскими, политическими или иными системами взглядов, усвоить научные знания. Это было доступно лишь привилегированному меньшинству общества. И сейчас еще в буржуазном мире сотни миллионов людей являются неграмотными, для которых недоступны теоретические, научные знания. Напротив, культурная революция в странах, вставших на путь строительства социализма и коммунизма, имеет своим прямым результатом грамотность населения, приобщение самых широких масс народа к научным знаниям, ко всем духовным ценностям общества.
Становление и укрепление социализма есть вместе с тем и начало перехода к коммунизму. Социализм необходимо развивается в коммунизм, а следовательно, и сознание социалистического общества развивается в сознание коммунистического общества, происходит дальнейшее изменение его структуры. Развитие общественного сознания может осуществляться лишь на основе становления коммунистического бытия, в ходе решительной борьбы против пережитков старого в сознании людей, против современной буржуазной идеологии. В общественном сознании произойдут качественные изменения, позволяющие отличать сознание второй фазы от сознания первой фазы коммунизма.
Сознание социалистического общества и сознание общества коммунистического будут различаться по своему содержанию. Сейчас важно правильно подойти к выяснению этих различий. К сожалению, в ряде случаев избирается для этого наиболее простой, но, видимо, далеко не лучший способ: распространяются принципы социализма на коммунизм и рассуждается о том, как они будут там выглядеть. Так, Ц. А. Гетепанян утверждает, например, что «социалистическое сознание масс, развивающееся в условиях ожесточенной борьбы между возникающим социализмом и умирающим капитализмом, требует подчинения личных интересов общественным, что достигается применением мер не только убеждения, но и принуждения. Коммунистическое же сознание основывается на гармоническом сочетании личных и общественных интересов». В связи с данным утверждением следует заметить, что общественное сознание и при социализме имеет своим принципом гармоническое сочетание личных и общественных интересов, а не просто подчинение. О подчинении встает вопрос тогда, когда возникают противоречия между личным и общественным. Но если такие противоречия будут возникать и при коммунизме, а допущение их возможно, то и в этих условиях, надо полагать, трудящиеся выскажутся за подчинение личного общественному и в процессе регулирования поведения людей могут воспользоваться не только убеждением, но и принуждением, скажем, через общественное мнение.
Чтобы обнаружить различия между сознанием социалистического общества и сознанием общества коммунистического, важно изучить и обобщить те глубокие изменения в сознании людей, которые происходят в процессе коммунистического строительства.
В современных условиях в нашем обществе в соответствии с Программой КПСС решается задача формирования у всех советских людей научного мировоззрения. В процессе ее решения каждый человек должен овладеть знаниями в области марксистско-ленинской теории, основами наук, повысить общий уровень культуры. Как скажется решение этой задачи на структуре общественного сознания? Не будет ли это означать, что при коммунизме люди будут руководствоваться только теоретическим сознанием и исчезнет из обихода сознание обыденное?
Такая точка зрения высказывалась в нашей литературе. Правда, сейчас стоит задача сближения обыденного и теоретического сознания, но поднять обыденное сознание до уровня теоретического и тем самым преодолеть его - это нереально. Дело в том, что теоретическое сознание отражает действительность со стороны сущности, в то время как обыденное - со стороны явления, оно представляет его таким, каким он является «невооруженному взгляду». И потребность у людей не только вскрывать сущность вещей, но и сосредоточивать внимание на явлении, на непосредственных отношениях, с которыми они сталкиваются в повседневной практике, вряд ли когда-либо исчезнет. Скажем, при социализме в обыденном сознании выражаются повседневные нужды и потребности людей, непосредственные условия их жизни. Этот вид сознания все теснее связывается с теоретическим сознанием, испытывает на себе влияние последнего, но он не поглощается им. Этого, по-видимому, не произойдет и в будущем, ибо проникновение в сущность вещей необходимо предполагает отражение их со стороны внешнего проявления и использования полученных представлений в повседневной жизни, хотя изменение соотношения между теоретическим и обыденным сознанием будет происходить в пользу первого.
Теоретическое сознание - это сфера науки, а также в значительной мере и сфера идеологии. Что касается науки, то суждения относительно ее всестороннего развития и возрастания значения в общественном сознании при коммунизме не вызывают возражений. О будущности же идеологии высказываются разные точки зрения.
Идеология в классовом обществе выступает как классовое сознание, а раз классов при коммунизме не будет, то иногда делается вывод об отмирании ее в этом обществе. Однако вряд ли можно согласиться с таким выводом. Исчезновение классов, классовых интересов отнюдь не означает исчезновения интересов вообще. Интересы общества останутся, а, следовательно, последнее будет нуждаться в том, чтобы выражать и формулировать свои общие интересы, обосновывать пути и средства их достижения, идеалы и смысл жизни людей на каждом этапе исторического развития. И это будет осуществлять идеология. Она определяет свой классовый характер как свою историческую форму, в которой выступала на протяжении тысячелетий, и будет бесклассовой, общечеловеческой. Но она сохранит свою специфику как самосознания общества. Наука, отражая действительность, формулирует законы, но не ставит задачи, не обосновывает идеалы и цели. Это делает идеология, опираясь на науку, на открытые последней законы. Наука и идеология выступают как сознание и самосознание общества, без которых оно не может обойтись ни на одном из своих исторических этапов развития.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam