Наука и техника Наука и техника - Изменения видов сознания
  14.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Изменения видов сознания
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Изменения видов сознания
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
19.06.2010 г.
Общественное сознание, как мы видели, проявляется в различных видах. Какие изменения будут претерпевать известные сейчас виды сознания социалистического общества?
В литературе, рассматривающей вопрос о перспективах изменения общественного сознания, виды последней подразделяются, как правило, на три группы, судьба которых различна.
Первую группу составляют наука (ее нередко рассматривают еще в качестве особой формы сознания, а не как специфическую сферу), философия, искусство и мораль
Эти виды не отмирают с переходом к коммунизму, а, напротив, получают свое дальнейшее и всестороннее развитие. Ко второй группе относятся политическое сознание и правосознание. Поскольку при коммунизме не будет политики и права, то отомрут и связанные с ними духовные образования: политическое сознание и правосознание. Наконец, третью группу составляют извращенные виды сознания, которые окончательно исчезнут с победой коммунизма как пережитки прошлого. Такое представление об изменении видов общественного сознания в общем правильно, но оно оставляет чувство некоторой неудовлетворенности, ибо возникает впечатление: не будет ли сознание коммунистического общества более бедным по своему содержанию и проявлению, чем сознание прошлых эпох. Поэтому ответ о судьбе видов общественного сознания вызывает на размышление.
Мы уверены, что сознание коммунистического общества не станет беднее, чем было сознание прошлых эпох.
Напротив, оно будет богаче, разнообразнее, содержательнее. Богатство, разнообразие, содержательность общественного сознания будут определяться богатством и разнообразием самих общественных отношений между людьми. С коммунизма начинается подлинная история человечества. До сих пор все усилия людей направлялись на то, чтобы обеспечить необходимые для жизни материальные блага. Развитие духовной жизни людей не выступало самоцелью общества. Напротив, коммунизм предполагает развитие не только материальных условий жизни людей, хотя материальное производство составляет основу общества. Всемерное развитие духовной стороны жизни общества - это важнейшая цель коммунистического общества. Она предполагает всестороннее развитие личности каждого человека. Поэтому-то сознание коммунистического общества не может не быть богаче, разнообразнее, содержательнее, чем сознание всех предшествующих эпох. И то, что из общественного сознания будут окончательно вытеснены донаучные и антинаучные представления, иллюзии и заблуждения и заменены взглядами и представлениями, соответствующими действительности, будет говорить не о бедности, а, напротив, о содержательности общественного сознания.
Нельзя без оговорок согласиться и с тем, что политические взгляды и правовые взгляды как виды общественного сознания «исчезнут» по мере перехода к коммунизму. Нам кажется, что данные виды преобразуются и в общественном сознании не возникнет никакого вакуума. Политическое сознание например, касается определения направления общественной деятельности людей. Оно связано с отношениями по управлению обществом (с общественным самоуправлением), и этот его элемент сохранится и при коммунизме. Оно потеряет классовый характер, претерпит изменения в своем содержании, но не исчезнет из общественного сознания, а будет составлять важнейшее содержание идеологии.
Сходную эволюцию будет претерпевать и правосознание. Правосознание представляет собой совокупность взглядов о действующем праве, о правах и обязанностях людей и т. д. Правосознание порождено классовым обществом и призвано, как и право, регулировать поведение людей. Однако известно, что поведение людей регулируется также и нравственным сознанием, нормами морали. По сути дела у права, правосознания и нравственности общие задачи, но решаются они специфическими средствами.
При коммунизме права как системы норм, установленных или санкционированных государством, не будет. Часть правовых норм отомрет за ненадобностью (скажем, нормы уголовного права), другая же часть этих норм сольется с нормами морали или превратится в общественные правила. По мере перехода общества к коммунизму на основе норм нравственности и норм права будут складываться единые нормы коммунистического общежития. Следовательно, речь идет опять не просто об исчезновении норм права, а главным образом о их преобразовании. А потому и правосознание не просто исчезает, а преобразуется.
Хотя нормы права и будут заменены нормами коммунистического общежития, но сознание, выражающее отношение к этим нормам, останется, оно потребует изменения тех или иных норм, введения новых и т. д. Иногда говорят, что это сознание будет нравственным по существу, и в этих суждениях есть большая доля истины. Но коммунистическое общество будет нуждаться, видимо, не только в нормах собственно нравственных, требующих определенного отношения человека к интересам коллектива, общества. Оно будет нуждаться, как и современное общество, в организационных нормах или правилах. Последние не носят морального характера. И сознание, выражающее к ним свое отношение, тоже не является таковым.
Из сказанного следует, что в настоящее время еще трудно дать сколько-нибудь удовлетворительный ответ на вопросы о содержании и структуре сознания коммунистического общества, кроме указания на их общую тенденцию развития, но несомненно одно - что и содержание и структура его будут отличаться от содержания и структуры сознания общества социалистического. Несомненно также и то, что коммунистическое сознание может восторжествовать лишь на основе осуществления тех огромных преобразований в экономической, социальной и других областях жизни общества, которые намечены Программой КПСС; оно может утвердиться через решительную борьбу против буржуазной идеологии и психологии.
Рассмотренная выше структура общественного сознания позволяет говорить об ее образованиях (видах, сферах и чипах) как о более пли менее устойчивых структурных компонентах, каждый из которых в свою очередь обладает своей внутренней структурой. В то же время реально существующее сознание в своем конкретном проявлении выступает в виде определенных состояний. Последние составляют весьма подвижную, динамическую его структуру, которую также нельзя не учитывать, если мы намерены раскрыть социальную роль сознания в жизни общества.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam