Наука и техника Наука и техника - Состояния общественного сознания
  14.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Состояния общественного сознания
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Состояния общественного сознания
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
19.06.2010 г.

Рассмотрение общественного сознания в плане его конкретных состояний обусловлено тем, что общественное сознание воздействует на жизнь людей не как нечто расчлененное на соответствующие компоненты, а в определенной целостности.
В марксистской философии признается существование тесной взаимосвязи видов, сфер сознания, наличие внутренних закономерностей развития сознания, а тем самым и его целостность. Однако целостность общественного сознания в нашей литературе в должной мере не раскрывается, о чем можно судить уже по тому, что выяснение взаимодействия видов сознания не идет дальше анализа связи тех или иных пар или групп сознания. При таком анализе деятельность общественного сознания, взятого в целом, остается нераскрытой.
Выяснение функционирования целостного общественного сознания представляет, несомненно, огромную трудность в силу разнообразия его уровней, видов, сфер. Трудность обусловлена еще и тем, что в антагонистических общественных формациях общественное сознание выступает в виде классовых сознаний. В таком обществе целостность сознания приобретает два значения: во-первых, как целостность сознаний отдельных классов с присущим им единством теоретического и обыденного сознания, идеологии и общественной психологии, политических, нравственных, философских и иных идей и взглядов; во-вторых, как целостность сознания всего общества. В классово-антагонистическом обществе целостность сознания во втором ее значении весьма относительна. Однако в отдельные исторические эпохи сознание различных классов может временно совпадать в силу совпадения их интересов, и сознание общества в таком случае представляет собой довольно сложное, но устойчивое Целостное образование. К примеру, сознание буржуазного общества в эпоху подымающегося капитализма было относительно целостным образованием. С развитием же капитализма, по мере осознания рабочим классом и другими трудящимися массами несовместимости своих коренных интересов с интересами буржуазии положение изменялось: в соответствии со сложившейся социальной структурой буржуазного общества резко расслоилось и его сознание на классовые духовные образования.
Сознание буржуазного общества, как и других антагонистических обществ, выступает в виде противоборствующих классовых сознаний, что и обусловливает необходимость и важность анализа прежде всего классовых сознаний. Но это не снимает проблему изучения целостности общественного сознания, ибо в каждый данный момент сознание классово антагонистического общества, раздираемое противоречиями, обладает все же определенными качественными характеристиками. В целях познания и преобразования такого общества важно знать специфику его сознания, соотношение в последнем классовых сознаний, господство в нем тех или иных тенденций развития и т. д.
Особенно большое значение проблема целостности общественного сознания приобретает при социализме, где происходит становление социальной однородности общества, где коренные интересы еще сохраняющихся классов совпадают, и на этой основе между ними складывается политическое и идейное единство. Социалистическое сознание функционирует как единое целостное образование.
Понимание общественного сознания как явления не только расчлененного на составляющие его компоненты, но и как единого образования, определяемого интересами своих носителей, позволяет полнее и глубже раскрывать его роль в жизни общества. Общественное сознание как целостное образование в каждый переживаемый период проявляется в определенных своих состояниях. Последние, на наш взгляд, и дают конкретное представление об общественном сознании как цельном духовном образовании.
Принцип рассмотрения общественного сознания в качестве определенной целостности еще не получил в литературе своего обоснования, а сам термин «состояние» сознания не вошел в научный обиход. Поэтому мы намеренно ограничим свою задачу в данной работе лишь постановкой самой проблемы.
В литературе, рассматривающей вопросы сознания, можно встретить утверждение, что термин «состояние» сознания изобретен буржуазными философами и психологами и потому вряд ли оправдано его употребление. Действительно, этот термин распространен в современной буржуазной психологии и философии, но он не является их изобретением, им пользовались еще Аристотель и другие ученые прошлого, а в настоящее время его использует и советская психология.
Термин «состояние» многозначен.
В советской психологии он употребляется по преимуществу для характеристики внутреннего мира личности, в особенности ее эмоций, эффектов, влечений, страстей и т. д. Под психическим состоянием человека понимается как переживание, так и психическая деятельность человека.
Психологи употребляют термин «состояние» применительно к характеристике индивидуального сознания. Изредка он применяется и при анализе общественно о сознания. В этом значении употреблял его Г. В. Плеханов. «Нет ни одного исторического факта, - писал он, - которому не предшествовало бы. . . и за которым не следовало бы известное состояние сознания». Им обозначают ряд явлений общественной психологии, в частности настроения.
Термин «состояние» правомерно употреблять, по нашему мнению, как к явлениям общественной психологии, так и к другим проявлениям общественного сознания. Правомерно потому, что общественное сознание в целом и в своих отдельных проявлениях всегда что-то испытывает, переживает, оценивает, другими словами, принимает определенные состояния. А последние воздействуют на мотивы поведения людей, на принятие ими определенных решений, короче, побуждают их к деятельности. Социология, выясняя активную роль общественного сознания в жизни людей, как раз и сталкивается с проблемой его состояний.
При изучении общественного сознания только в гносеологическом плане вопрос о его состояниях не встает. И это понятно. При таком подходе общественное сознание соотносится с общественным бытием и рассматривается как отражение последнего. В социологическом плане изучения исследователи, исходя из понимания общественного сознания как отражения общественного бытия и имея дело с сознанием как уже с определенным продуктом, результатом, сосредоточивают свое внимание на соотношении сознания с деятельностью людей, направленной на изменение, преобразование самого общественного бытия. Поэтому здесь объектом анализа являются и состояния сознания как специфические проявления, различающиеся между собой по глубине влияния на поведение людей, по положительному или отрицательному на них воздействию, по продолжительности или кратковременности воздействия.
Конкретно-исторический подход к рассмотрению общественного сознания в социологическом плане позволяет установить, что не политические, правовые, нравственные и иные идеи и взгляды, представления и чувства в отдельности оказывают непосредственное воздействие на деятельность людей, а их сплав, т. е. те образования, которые возникают в результате взаимодействия различных идей и взглядов, представлений и чувств. Эти образования и выступают как состояния сознания.
Состоянием общественного сознания выступает, как правило, не просто совокупность тех или иных идей и взглядов, представлений и чувств, а такое их положение, когда одни из них занимают доминирующее положение в сознании и пронизывают все его содержание. Действительно, сознание того или иного общества бывает пропитано определенными идеями (то политическими, то философскими, то нравственными и т. д.) и в зависимости от этого приобретает некоторое своеобразие. Примером тому может служить сознание средневекового общества, когда вся духовная жизнь была пропитана религиозной идеологией. Последняя и придавала общественному сознанию господствующего класса определенный настрой и направленность. В эпоху ранних буржуазных революций в Западной Европе доминирующее положение в общественном сознании занимала политическая идеология, придававшая настрой сознанию и влиявшая на его конкретные состояния.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam