Наука и техника Наука и техника - Столярные вязки
  21.11.2018 г.  
Главная arrow Техтворчество arrow Работа с древесиной arrow Столярные вязки
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Столярные вязки
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
13.09.2010 г.
Столярные вязки
Детали можно соединять в изделии по длине их, в ширину параллельно волокнам и под некоторым углом к ним.
Соединение деталей вдоль волокон называется сращивание (или наращиванием), соединение в ширину по кромкам - сплечиванием, соединение деталей под углом - вязкой.
Если поверхности соединенных деталей поставлены в одной плоскости, говорят, что соединение сделано заподлицо. Если поверхности деталей смещены и образуют уступ,  говорят, в соединении есть провес.
Чаще всего бруски соединяются в виде рамы (если пласти и, находятся в одной плоскости) или в виде ящика (если пласти брус ков располагаются под углом друг к другу).
Раму с незаполненным просветом называют простой,  раму, просвет которой заполнен щитами (или клееной фанерой), - филенчатой и самый щит (или фанеру), заполняющий просвет рамы, - филенкой. Кромками филенка должна входить в шпунты или четверти, отобранные в брусках рамы.
Длинные бруски, составляющие раму, называются долевыми, короткие - поперечными, внутренние бруски рамы - средниками (тоже долевыми или поперечными). Если рама толще, чем вставленная в нее филенка, и ее плоскость возвышается над плоскостью филенки, рама называется обвязкой, если же бруски рамы поставлены лицевой плоскостью заподлицо с филенкой, - фризом.
Выступы на одной из соединяемых частей, посредством которых она может скрепляться с вырезами другой части, называются шипами, а вырезы для шипов в другой детали - гнездами, если они сделаны в теле детали, и проушинами, если сделаны на концах и открыты с торцов.
Боковые стенки гнезд и шипов называются щечками, а торцы детали у шипа, представляющие собой боковые зарубки, которые соединении упираются в смежную деталь, - заплечиками. Если часть шипа вырезана, шип называют шипом, имеющим потай.
Соединение, при котором конец шипа одной детали пропущен насквозь через тело другой, называют сквозной вязкой в отличие от глухой вязки, при которой конец щипа утоплен в соответствующем гнезде и на другую сторону этой детали не выходит. Концы деталей, соединенные под углом в 45°,  принято называть подрезанными на ус, а самый косой срез каждой детали - усом.
Соединения всегда должны выполняться плотными, поэтому плоскости их нужно правильно обрабатывать, а размеры точно подгонять.
Легче всего выполняются соединения, в которых работающий должен обработать у каждой из двух взаимно соприкасающихся деталей лишь по одной сплошной поверхности. Такое соединение часто крепят дополнительно склейкой, сколачиванием (шпильками, нагелями), свинчиванием (шурупами, глухарями, болтами), накладными вспомогательными креплениями: металлическими (скобами, накладками, личинками, угольниками) или деревянными накладками.
Эти же соединения будут более сложными, если они усилены вставными (засверленными, врубленными, вдолбленными) шипами.
Таковы, например, рейка в пропил, рейка в шпунт, круглый шип, прирубной граненый шип, вдолбной граненый шип.
Труднее сделать соединения, в которых надо добиться   плотного совпадения нескольких сплошных поверхностей, точно зависящих друг от друга и образующих на детали входящие углы.
К таким видам соединений можно отнести следующие:
1)соединения,  ограниченные двумя  плоскостями;
2)соединения,  ограниченные тремя  плоскостями;
Соединения с дополнительными креплениями шигами
3)соединения, ограниченные четырьмя и   пятью плоскостям;
4)соединения, ограниченные многими плоскостями; к таким
соединениям относятся различные сложные шиповые вязки.
Выполнить соединения тем труднее, чем больше в них соединяемых плоскостей и чем меньше размер каждой из них. К таким соединениям относятся различного рода шиповые вязки ящичные.
Широкий, но короткий шип держит хуже, чем узкий, но длинный. Глухой шип рекомендуется делать длиной не меньше половины его ширины.
Слишком толстый шип ослабляет вязку. Толщина шипа, или ширина соответствующего паза (проушины), должна быть не больше чем всей толщины соединяемой части. Толщину шипов обычно стараются выдержать в пределах от 6 мм (1/4") до 16мм (5/8"). Толще же 19 мм шипы в рамах вообще не делают.
Если приходится соединять детали большой толщины или от соотношения требуется особенно большая прочность, вместо одного толстого   шипа   зарезают рядом   несколько более тонких шипов.
Вязку на один шип делают или с зарезкой заплечиков с обеих сторон шипа, или с зарезкой заплечика только с одной стороны. В последнем случае заплечик всегда зарезается с наружной, лицевой, стороны соединения.
При машинной обработке шипы следует зарезать всегда с заплечиками с двух сторон. Вручную вязку с одним заплечиком сделать гораздо легче, чем вязку с зарезкой заплечиков с обеих сторон шипа, и выполняется она чуть не вдвое быстрее. Поэтому при ручной работе часто шипы зарезают с заплечиком с одной стороны. Совсем же без боковых заплечиков шипов не делают, так как они весьма непрочны.
Отрезок древесины очень трудно разорвать вдоль волокон, сломать же его сравнительно легко. Если шип вколочен в гнездо без бокового заплечика, в случае бокового раскачивания только самый шип будет сопротивляться излому. Если же сбоку прирезать заплечики, то при боковом нажиме, направленном по стрелке а, сопротивление выворачиванию детали будет оказывать не только шип, но и его заплечик. Чтобы разрушить соединение, здесь уже мало сломать самый шип, а надо еще раньше разорвать его или выдернуть из гнезда, а это при тщательно выполненной вязке и склейке довольно трудно.
Стенки или перегородки ящика (доски или щиты) иногда вяжут прямым шипом подобно вязке рам. Конечно, шипов здесь всегда несколько.
Толстые и редкие шипы не обеспечивают прочности скрепления широких деталей, так как соединения рассыхаются, утрачивают первоначальную крепость и связанные таким образом детали легко разрушаются. Замечено, что чем тоньше и гуше расположены шипы во всякой вязке, соединяющей широкие детали, тем больше Прочность соединения. Практикой выработаны примерные пределы размеров шипов
для получения прочного соединения.
Если ящичными шипами и соединенных
из нескольких более узких частей, сфугован
вместе чаще всего на клею, шипы обычно стараются размещать так, чтобы все фуги (места соединения) пришлись в шипы, проушины же между шипами вырезают из цельной древесины.
 
Прямую вязку всегда применяют при соединении конца одного щита со стороной другого, если такое соединение не должно сопротивляться разрыву соединенных частей, но должно сопротивляться их сдвигу, как, например, в полках, днищах и других внутренних перегородках, которые разделяют большие ящики.  Иногда прямой вязкой соединяют концы двух щитов. Соединение при этом приобретает вид ровной, прямой зубчатки. Здесь ширина шипов равна ширине проушин.   Так вяжут обычно мелкие ящики, например футляры для инструментов и аппаратов, чемоданы, ящики для упаковки и т. п. Такая вязка вручную выполняется весьма редко.
Вручную в простых изделиях углы больших ящиков почти всегда вяжут ящичной вязкой в «ласточкин хвост». Эта вязка прочна на разрыв и предохраняет угол от коробления, а значит, и от изменения формы.
 
Значение заплечиков для прочности вязки
Стенки шипов должны быть не слишком косыми, чтобы стенки проушин ле выкрашивались при сколачивании. Косина шипов при толстых стенках л достаточно плотном, тугом соединении не должна превышать 1/4 толщины боковой стенки (не той, на которой делаются шипы, а той, которая будет соединяться с ней проушинами); при хрупкой, колкой древесине она может быть еще меньше. Расстояние между шипами должно быть не меньше одной толщины боковой стенки и не больше трех ее толщин. Самый шип рассчитывают так, чтобы толщина его с наружной (узкой) стороны составляла от 1/4 до одной толщины боковой стенки, с внутренней же (расширенной)
стороны прибавляют еще  два   раскоса. Значит, шип с широкой стороны будет равен от 1/4 до одной толщины стенки плюс V.. толщи-
стороны и V- на раскос другой. Крайние шипы делают несколько толще. Чем толще боковая стенка, тем тоньше (относительно нее) делается шип, и наоборот, чем она тоньше, тем толще должен быть шип.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam