Наука и техника Наука и техника - Настроенность и направленность сознания
  22.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Настроенность и направленность сознания
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Настроенность и направленность сознания
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
19.06.2010 г.
Настроенность и направленность сознания под влиянием доминирующих в нем идей и взглядов, представлений и чувств составляет специфическую особенность состояний общественного сознания.
Отмеченная особенность состояний позволяет различать содержание общественного сознания, т. е. наличествующие в нем идеи, теории и другие образования, и его конкретные проявления в зависимости от того, какие идеи и чувства начинают в нем доминировать в определенный момент времени.
Разграничение содержания сознания и его состояний очень важно учитывать при анализе активности общественного сознания, поскольку одно и то же по содержанию сознание, но различное по настрою и направленности, оказывает неодинаковое влияние на поведение людей, их деятельность. Это отчетливо проявляется при сравнении состояний подъема и состояний упадка. Общественное сознание на подъеме носит, как правило, оптимистический характер; напротив, упадок в духовной жизни пронизан пессимизмом. Это полярные выражения состояний сознания, в действительности же встречаются многочисленные оттенки переживаемых состояний. И их влияние на общественную жизнь сказывается уже в том, что состояние подъема побуждает людей к активным действиям, а состояние упадка, напротив, расслабляет людей, деморализует их. Роль сознания, переживающего различные состояния, неодинакова, содержание же его может оставаться одним и тем же.
Состояние - это целостные проявления общественного сознания. Их целостность состоит в том, что доминирующие идеи и взгляды, чувства и настроения, пронизывая все содержание общественного сознания, придают последнему определенное качество. Целостность отнюдь не сводится, скажем, к монолитности как одной из возможных качественных характеристик сознания. Ее признаком является именно наличие определенного качества. Последнее не исключает ни различий между сторонами целостности, ни их противоречивых отношений.
В классово антагонистическом обществе целостность состояний сознания весьма относительна, хотя и здесь в отдельные исторические эпохи сознание различных классов может временно совпадать и сознание общества в целом в таком случае может испытывать определенные общие состояния. Общие состояния возможны и тогда, когда господствующему классу удается навязать свою идеологию другим классам. Так, известно, что в классовом обществе господствующие классы «регулируют производство и распределение мыслей своего времени; а это значит, что их мысли суть господствующие мысли эпохи», которые и придают общественному сознанию определенное состояние. Это состояние в классовом обществе выступает противоречивым образованием, но оно обладает специфической качественной характеристикой.
Об общих состояниях сознания общества можно говорить и при наличии резких классовых размежеваний сознания, ибо любое классовое общество - это социальное целое, где классы связаны между собой, а их сознания взаимодействуют. Если целостность состояний общественного сознания позволяет характеризовать их с качественной стороны, то распространенность идей, взглядов, чувств и настроений, составляющих доминанту в общественном сознании, подчеркивает количественную характеристику состояний сознания. И ее также важно учитывать при выяснении специфики состояний сознания. Это важно потому, что нередко бывает так, что доминирующие в идеологии идеи и взгляды не сразу распространяются в массах и становятся их руководством к действию. И пока они не получили распространения в массах и не восприняты ими, общественная психология не приобретает и соответствующего состояния. Отсюда возникает необходимость при изучении конкретных состояний сознания выявлять степень их распространенности.
Специфика состояний общественного сознания проявляется, далее, и в том, что они принимают, как правило, эмоциональную окраску. Свидетельством тому служит распространенность общественных настроений в каждый данный момент времени.
Общественные настроения нельзя рассматривать лишь как внешний показатель существования состояний сознания, поскольку все, что выражается общественным сознанием, так или иначе затрагивает потребности, интересы людей и вызывает у них определенные эмоционально-волевые отношения к явлениям и фактам действительности, вызывает у них переживания.
Последние не просто придают эмоциональную окраску состояниям сознания, а выражают и его сущность, в особенности направленность сознания, его готовность или отсутствие такой готовности к действию, другими словами, выражают установки больших групп людей. Поэтому и важно при выяснении специфики состояний сознания обращать внимание на общественные настроения.
Данная выше характеристика понятия «состояния» сознания позволяет судить о состояниях как специфических проявлениях общественного сознания. В самом деле, трудно отрицать существование доминанты в общественном сознании, придающей последнему определенный настрой и направленность, эмоциональную окраску, отрицать то положение, что общественное сознание, приобретая определенное качество, побуждает людей к типам: иной деятельности, как бы господствует над ними.
Широко употребительные понятия «духовная атмосфера», «дух времени», «умонастроения» как раз и являются отражением существующих в обществе состояний как специфических проявлений общественного сознания. Однако они не выступали предметом научного исследования, не рассматривались как специфические структурные образования общественного сознания. Одной из причин этого явилось, по-видимому, то, что состояния сознания, как правило, кратковременны и малоустойчивы. Но кратковременность и малоустойчивость вряд ли могут служить препятствием для серьезного исследования состояний общественного сознания. Ведь время их существования и устойчивость зависят от тех факторов, которые вызвали к жизни данные состояния сознания. Скажем, общественное мнение как одно из самых массовых, распространенных состояний сознания может быть кратковременным, если вопрос, по которому оно сформировалось, решается быстро. Напротив, если этот вопрос длительное время остается нерешенным, соответственно долго будет сохраняться и возникшее общественное мнение по данному вопросу, и оно может быть весьма устойчивым.
Вполне правомерно, на наш взгляд, судить о состояниях общественного сознания как специфических структурных образованиях, которые не совпадают с нравственным, философским, эстетическим и другими известными видами сознания, с идеологией, наукой и общественной психологией как элементами содержательной или статической структуры общественного сознания. Общественное сознание, воздействуя на поведение социальных групп, классов, общества в целом, принимает (испытывает, переживает) определенные своп состояния, различающиеся между собой по своим качественным и количественным характеристикам. Поэтому состояния и являются, на наш взгляд, элементами динамической структуры общественного сознания.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam