Наука и техника Наука и техника - Об исследовании
  20.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Об исследовании
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Об исследовании
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
04.10.2010 г.
Любое исследование предполагает уяснение содержания понятий, в которых отражаются изучаемые явления. Предметом предлагаемой вниманию читателя книги является сознание.
Диалектический материализм решает основной вопрос философии - об отношении мышления, сознания к бытию, раскрывая положение о вторичном характере сознания по отношению к материи как в онтологическом, так и в гносеологическом аспектах. Для определения понятия сознания прежде всего следует указать, что сознание является свойством высокоорганизованной материи отражать объективную действительность. Такой высокоорганизованной материей является человеческий мозг.
Отношение сознания как высшей, специфически человеческой формы отражения внешнего мира к другим формам отражения действительности, например к отражательной деятельности животных, интересует философию лишь настолько, насколько это необходимо ей для характеристики общих законов природы, общества и человеческого мышления. Подобно тому, как для уточнения и формулирования понятия материи философия оперирует понятиями и терминами, используемыми естественными науками при изучении конкретных видов движущейся материи и форм движения, она пользуется характеристикой разных форм психического, идеального для определения понятия сознания в философском смысле.
В связи с тем, что диалектический материализм не ограничивается решением основного вопроса философии, а имеет дело с анализом и других общефилософских проблем, употребление понятия «сознание» не сводится лишь к противопоставлению понятию «материя».
В настоящей книге делается попытка систематизировать и представить в более или менее обобщенном виде разные признаки и характерные особенности сознания. В процессе анализа сознания необходимо обозначить эти признаки и особенности. Чтобы в какой-то степени представить сложность стоящей перед   нами задачи, воспользуемся аналогией. Известно, что в марксистской литературе нет краткого определения понятия ощущения. Чтобы дать исчерпывающую характеристику этого явления, В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» анализирует последовательно разные стороны и аспекты ощущения и по мере исследования дает всестороннее его освещение.
Так В. И. Ленин сначала указывает, что ощущение является результатом воздействия материи на наши органы чувств, что оно есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Затем он определяет существенную особенность ощущений, состоящую в том, что они есть образы объективной реальности. Являясь отражением, образом движущейся материи, ощущения выражают непосредственную связь сознания с внешним миром. Далее В. И. Ленин характеризует ощущение как свойство особым образом организованной материи, продукт ее развития, как функцию центральной нервной системы.
Существенная особенность этого анализа состоит в том, что с его помощью вскрываются связи ощущений с различными явлениями объективной действительности. Характеризуя эти связи, В. И. Ленин раскрывает сущность самого ощущения.
Попытаемся подобным же образом подойти к понятию сознания. Начнем с определения понятия сознания в философском смысле.
Воспользовавшись аналогией с определением разных сторон ощущений, мы получим следующую характеристику сознания. Сознание есть высшая форма психического отражения действительности. Возникнув в процессе длительного развития материи, оно является продуктом исторического развития человека. Как функция особым образом организованной материи, мозга человека, сознание является непосредственно связанной с речью формой отражения. Общим для сознания и других форм духовной жизни человека является то, что они суть отражение действительности, они представляют собой субъективный образ объективного мира, продукт особым образом организованной материи.
Особенность сознания заключается в том, что сознание является отражением действительности в форме идеальных, умственных образов, сознание присуще лишь человеку и непосредственно связано с речью человека. Жизненное значение сознания проявляется в том, что оно, будучи отражением действительности, является регулятором планомерного целенаправленного поведения человека.
Если попытаться коротко определить понятие сознания в отличие от других форм психики, то это определение было бы таким: сознание - это высшая, связанная с речью функция мозга, представляющая собой специфически человеческую форму отражения объективного мира.
Марксистско-ленинская философия уже в общем определении сознания, выражая его сущность, его назначение, характеризуя его специфическую функцию, дает основу для конкретных наук, занимающихся изучением разных сторон этого явления: психологии, физиологии высшей нервной деятельности, антропологии и др.
Так психология занимается изучением высшей ступени отражения объективной действительности, конкретным исследованием сознания как специфически человеческой формы связи субъекта с внешним миром, изучением различных форм психического отражения человека и животных.
Традиционная идеалистическая психология, как правило, анализируя сознание, определяет его как замкнутую в себе сущность, выясняет соотношение этого понятия с понятиями других психических явлений.
Диалектико-материалистическая психология в исследовании своего предмета исходит из философского понимания природы сознания, раскрывающего связь человека   с   материальной   действительностью.    Познание всякого явления овеществляется путем раскрытия его связей и отношений с другими явлениями. Этим принципом   сознательно   пользуется   научная   психология. Отбрасывая идеалистическое, опирающееся на интроспекцию как метод исследования, понимание сознания, психология разрешает эту проблему на философском фундаменте диалектического материализма, рассматривающего сознание как свойство материи отражать в форме идеальных образов объективную действительность.
В настоящее время, правда, есть еще психологи и физиологи, которые не только молчаливо обходят проблему сознания, не раскрывают содержания этого понятия, но и открыто выступают против него.
В некоторых учебниках и учебных пособиях понятие «сознание» не употребляется совсем, а иногда в определении сознания, кроме тавтологии, ничего не содержится.
Проблема сознания ввиду ее центрального места в ряду мировоззренческих вопросов и важности ее решения для философии, естествознания и психологии привлекает внимание широкого круга исследователей. Положение проблемы сознания на стыке многих научных дисциплин объясняет интерес к ней со стороны специалистов разных наук. Ее многосторонность обусловливает существование многих подходов к ее решению.
В последние годы вышло несколько солидных научных трудов, либо специально посвященных исследованию сознания, либо таких, в которых проблема сознания занимает одно из центральных мест.
Проблема сознания в собственно философском смысле рассматривается в философских трудах, посвященных общим проблемам философии, решению основного вопроса философии, изучению вопросов теории познания. Среди этих работ есть ряд исследований, имеющих, на наш взгляд, большое значение для раскрытия общих закономерностей сознания.
В философских работах материал конкретных наук (физиологии, психологии, антропологии и т. д.) выступает не как предмет анализа, а как материал, подтверждающий, иллюстрирующий характеристику общих закономерностей отношения материи и сознания в онтологическом и гносеологическом аспектах. В работах, посвященных теории познания диалектического материализма, сознание рассматривается преимущественно как процесс познания.
Специальный интерес философов и психологов в последние 3-4 года привлек вопрос о происхождении сознания. Ему посвящено несколько монографических исследований.
В монографиях А. Г. Спиркина и П. Ф. Протасени вопрос о происхождении сознания разрабатывается на основе археологического и этнографического материала. Центральное место занимает вопрос об историческом развитии сознания. А. Г. Спиркин наряду с описанием общих природных и социальных условий возникновения сознания на большом фактическом материале дает дифференцированную характеристику формирования сознания на разных этапах развития от предка человека до человеческого сознания. В его работе сделана попытка проследить исторический процесс возникновения и развития некоторых основных форм общественного сознания, а также категорий человеческого познания.
П. Ф. Протасеня, выясняя условия происхождения сознания, среди которых он выделяет биологические предпосылки, природные факторы и социальные силы, большое внимание уделяет становлению материального субстрата сознания и формированию механизмов сознания. Решая основную задачу изучить проблему происхождения сознания, П. Ф. Протасеня дает характеристику специфических особенностей сознания (целенаправленное творчество, словесное мышление и самосознание).
В работе Н. П. Антонова сознание рассматривается как высшая форма отражения. В целях понимания сознания в этом смысле в книге дается характеристика отражения как свойства всей материи, прослеживаются этапы развития нервной системы и форм психического отражения в процессе эволюции животных как предыстории сознания человека.
В книге указывается на биологические условия и социальные причины перехода от психики животных к мышлению и сознанию человека, доказывается, что возникновение у человека второй сигнальной системы есть возникновение физиологической основы мышления и сознания, а само сознание рассматривается как продукт общественного развития, отражение общественного бытия.
В качестве специфики сознания, как высшей формы психического отражения объективного мира в мозгу человека, Н. П. Антонов указывает на то, что сознание- это идеальное отражение материального мира, что это идеальное отражение имеет субъективную форму проявления и объективность содержания и физиологической основы. Осознаваемые желания и воля рассматриваются как идеальный побудительный мотив целенаправленной деятельности человека. Сознание, по мнению автора, находится в единстве с познанием. Подчеркивая положение об активном характере сознания, автор развивает мысль о том, что в процессе деятельности человека сознание не только отражает объективный мир, но и творит его.
К работам, в которых исследуется прежде всего вопрос о происхождении и историческом развитии сознания и написанным преимущественно философами, примыкают некоторые труды психологов, в которых внимание главным образом уделяется раскрытию факторов развития форм отражения действительности в животном мире. В последнее время по этому вопросу вышли в свет книги Н. Н. Ладыгиной-Коте. Автор подробно анализирует особенности поведения беспозвоночных, начиная от одноклеточных организмов и кончая членистоногими, особенности поведения позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих). Особенно тщательно анализируются особенности поведения и отражательной деятельности приматов. Исследования Н. Н. Ладыгиной-Коте подтверждают диалектико-материалистическое положение о том, что возникновение сознания как высшей формы отражения осуществлялось в результате длительного процесса развития самой материи.
К циклу работ, посвященных проблеме происхождения сознания, относятся работы А. Н. Леонтьева.

В исследованиях А. Н. Леонтьева много внимания уделяется вопросу о природе психического отражения, характеристике времени его возникновения и этапов его развития. Одно из важных мест в работах А. Н.Леонтьева принадлежит выяснению проблемы соотношения материи и сознания в ее конкретизированном виде - соотношения физиологического и психического. Разрабатывая проблему возникновения ощущения, механизмов чувственного отражения, А. Н. Леонтьев рассматривает и вопрос исторического становления сознания, зависимости содержания сознания от конкретно-исторических условий развития людей.
Подобно проблеме происхождения сознания проблема соотношения психического и физиологического привлекает в последнее время пристальное внимание исследователей. Этот интерес вполне понятен. Без решения этой проблемы нельзя правильно понять природу и сущность сознания как специфически человеческой, высшей формы отражения действительности. В последние годы вышло несколько монографических работ, в которых эта проблема занимает центральное место. Иногда она входит составной частью в комплекс вопросов о соотношении материалистической философии и учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.
В некоторых случаях проблема соотношения физиологического и психического рассматривается в связи с решением теоретико-познавательных вопросов. И наконец, она рассматривается в системе вопросов, связанных с проблемой соотношения бытия и сознания в целом.
Решение поставленных вопросов в указанных работах не всегда одинаково, нередко дискуссионно, подчас противоречиво. Но важно то, что центральный мировоззренческий вопрос в его конкретизированном виде постоянно привлекает внимание исследователей, будит мысль. Творческое обсуждение его несомненно будет способствовать нахождению истины.
Общефилософской характеристике сознания много взимания уделяется в работах С. Л. Рубинштейна1. Проблема сознания представлена в них как одна из важнейших методологических проблем. Применяя диалектико-материалистический принцип детерминизма к анализу сознания, С. Л. Рубинштейн показывает место сознания во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. С. Л. Рубинштейну принадлежит формулировка принципа единства сознания и деятельности, как одного из принципов научной психологии. Много внимания в работах С. Л. Рубинштейна уделяется характеристике соотношения разных элементов сознания.
Конкретные стороны проблемы сознания исследуются в многочисленных работах психологов. Тщательно изучаются отдельные явления сознания, их взаимосвязь.
Проблеме сознания в последние годы посвящались специальные разделы в учебниках по психологии.
В советской науке, как видно из краткого обзора литературы последних лет, много сделано для характеристики сознания как высшей формы отражения действительности. Однако сама проблема настолько важна и широка, что сделанного еще недостаточно, чтобы уяснить до конца природу этого многогранного явления. Вопросы, уже поставленные и еще не поставленные, требуют своего дальнейшего обсуждения. В частности, мало разработано представление о соотношении индивидуального и общественного сознания, о природе бессознательных психических явлений, об особенностях самосознания. Новые данные нейрофизиологии выдвигают вновь проблему материальных физиологических основ сознания. Чем больше попыток с разных сторон подойти к явлению, тем больше уверенности в успешности его познания.
Предлагаемая вниманию читателя книга является одной из попыток рассмотреть некоторые вопросы сложной проблемы сознания. Главное внимание в ней уделяется характеристике сознания как специфически человеческой формы отражения действительности. Подчиненным этой задаче является выяснение биологических предпосылок возникновения сознания, характеристика физиологических основ сознания.
В понимании сознания как специфически человеческой формы отражения действительности мы отправляемся от диалектико-материалистического решения основного вопроса философии - вопроса об отношении сознания и материи. В данном случае сознание рассматривается в философском смысле слова. Анализируя общественные факторы происхождения сознания, роль языка как условия возникновения сознания, мы имели целью подчеркнуть специфические особенности человеческого способа отражения действительности вообще по сравнению с отражением внешнего мира животными. Этой цели в известной степени подчинены и те части работы, в которых характеризуется соотношение общественного и индивидуального сознания и самосознание как вид лишь человеку присущего сознания.
Уяснение природы сознания как специфически человеческой формы отражения действительности предполагает не только понимание места сознания в системе связей и взаимоотношений объективной действительности, но и характеристику места сознания в системе психических явлений. Перед исследователями не перестает существовать необходимость характеризовать соотношение понятий психики и сознания. В предлагаемой вниманию читателя книге содержится попытка охарактеризовать сознание как высшую форму психического отражения. С этой целью излагаются представления о соотношении осознанных и неосознанных психических явлений, о физиологических основах осознанного и неосознанного отражения действительности.
Автор не претендует на исчерпывающее изложение всех затронутых в работе вопросов. Эта задача может быть выполнена только в результате объединенных усилий многих исследователей.
Позитивная взаимопомощь ученых, разрабатывающих проблему сознания, - верная гарантия ее разрешения. Если нам в какой-то степени удалось содействовать успешной коллективной разработке проблемы сознания, мы будем считать свою задачу выполненной.
 

Добавить комментарий

« Пред.
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam