Наука и техника Наука и техника - Диалектический материализм о сознании
  19.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Диалектический материализм о сознании
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Диалектический материализм о сознании
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
04.10.2010 г.
Диалектический материализм о сознании

1.Коренная противоположность материализма и идеализма в решении вопроса об отношении материи и сознания

Вопрос о сущности сознания может быть решен путем выяснения отношений сознания с внешним миром, путем характеристики взаимоотношений материального и идеального, физического и психического. Вопрос о связи психики и внешнего мира, сознания и бытия неизменно вставал и встает перед философами, его решение определяет принадлежность ученого к тому или иному направлению философии.
Вопрос о взаимоотношении материи и сознания, о характере их причинно-следственных отношений материализм и идеализм решают прямо противоположно один другому.
Для представителей идеалистических направлений характерно признание первичным сознания, идеалисты сознание объявляют причиной бытия.
Для представителей объективного идеализма, начиная от Платона и кончая современными объективными идеалистами, духовное является первоначальным, оно является причиной всего материального. Разница в точках зрения различных представителей объективного идеализма несущественна, она заключается главным образом в различной характеристике того, каким образом материальное производится идеальным, организуется, упорядочивается им. Своеобразие заключается лишь в том, как ее представители изображают те формы идеального, психического, которые выбираются в качестве первоосновы бытия.
Для объективного идеализма характерна абсолютизация абстракции, идеи и превращение ее в основу всего существующего. Так, по мнению Гегеля: «Природу следует рассматривать, как систему ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из других. Однако это не значит, что каждая из них естественным образом произведена другой. Такая их последовательность существует только во внутренней идее, лежащей в основе природы».
Объективно-идеалистическую линию Платона - Гегеля IB философии конца XIX и XX веков продолжили Брэдли, Бозанкет, Джентиле и др. Общим для концепций этих философов является представление о том, что дух является ключом к природе, реальности, что вне духа нет и не может быть действительности.
Объективный идеализм в настоящее время некоторыми из неогегельянцев дополняется субъективно-идеалистическими представлениями.
Для субъективного идеализма характерно признание единственно достоверным лишь сознания субъекта. Тот же Джентиле предпринял попытку абсолютный дух гегелевской объективно-идеалистической концепции заменить активно действующим субъектом. В системе Джентиле ум или дух не есть существование, а скорее чистая активность, порождающая всякое существование. Для Джентиле эта активность является источником реальности. Сама активность представляется как «трансцендентальная мысль», «трансцендентальное Я», «мы», «личность», «дух».
Конечный вывод из концепции Джентиле сводится к утверждению того, что субъект является творцом законов мира, причиной существования объективной действительности.
Своеобразное сочетание субъективного идеализма с объективным идеализмом в решении проблемы соотношения материи и сознания имеет место у представителей персонализма (Штерн, Боун, Брайтмзн, Флюэллинг). Исходная позиция персоналистов заключается в признании духовного в качестве первичного. Этим духовным для персоналистов является личность. Все существующее представляет собой иерархию личностей, персон. Личностями считаются и неорганические тела, занимающие в иерархической лестнице нижнюю ступень; среднюю ступень занимают живые существа, человек, высшая - принадлежит абсолютной персоне. Личности - персоны, способные к рациональному мышлению, к созданию духовных ценностей, являются источником бытия, причиной всего существующего. Реальность в концепциях персоналистов персонифицируется, индивидуализируется. Кроме личностей и того, что они создают, таким образом, ничего не существует.
Подчеркивая индивидуализированный, персонифицированный характер реальности, персоналисты выявляют субъективно-идеалистические черты философии этого направления. Однако эти черты не являются для него главными и определяющими. В философии персоналистов определяющим является представление о том, что над каждой личностью в отдельности и над всеми ими вместе стоит «верховная личность», как верховная духовная сущность. Эта сущность возвышается над человеком, и зависит от него, она - высший источник действительности, высшая реальность. Этой верховной личностью является бог. Верховная личность через действия отдельных духовных сущностей - личностей, напоминающих монады Лейбница, определяет существование и развитие природы. Личность человека является лишь слабым отблеском божественной сущности.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam