Наука и техника Наука и техника - Выделение состояний общественного сознания
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Выделение состояний общественного сознания
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Выделение состояний общественного сознания
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
19.06.2010 г.
Выделение состояний общественного сознания в его структуре к пути их познания
Необходимость выделения состояний общественного сознания в его структуре вытекает уже из краткого рассмотрения содержания понятия «состояния» сознания. В обоснование ее можно привести следующие доводы.
Во-первых, выделение состояний важно для понимания реальных процессов политической, экономической, социальной жизни общества. Анализ конкретных состояний общественного сознания позволяет лучше понять ход событий, действия людей, поведение тех или иных классов, политических партий и т. д. Замечательные образцы учета состояний сознания при анализе явлений общественной жизни оставили нам классики марксизма-ленинизма.
К. Маркс, например, в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», прослеживая этапы развития французской революции 1848 г., дает и характеристику состояний сознания как общества в целом, так и разных классов и их отдельных слоев, в особенности класса буржуазии. К примеру, слабость буржуазной партии порядка, ее беспомощность в борьбе с исполнительной властью он усматривает в таком состоянии сознания, как «парламентский кретинизм».
В. И. Ленин в работах «Удержат ли большевики государственную власть?», «Письмо к товарищам» и других, написанных накануне Октябрьской революции, большое значение придавал умонастроениям (или настроениям) классов в революционной борьбе.
Так, в «Письме к товарищам» Ленин писал, что время вооруженного восстания в России назрело. Сложились необходимые для этого и объективные и субъективные условия. Среди субъективных условий он выделял такое, как настроения масс. Ленин прослеживает изменения
в настроении масс с апреля по октябрь 1917 г. и показывает, что оно достигло того уровня, при котором возможно победоносное вооруженное восстание.
Во-вторых, изучение состояний общественного сознания важно для понимания процесса отражения людьми окружающей действительности. От состояний сознания зависит в значительной мере то, в каких формах будут отражаться общественные отношения, интересы людей. Хорошо сказал по этому поводу Г. В. Плеханов, выясняя вопрос о развитии права. «Не сознанием людей, - подчеркивал он, - вызываются к существованию те интересы, которые право защищает, следовательно, не им определяется содержание права; но состоянием общественного сознания (общественной психологии) в данную эпоху определяется форма, которую примет в человеческих головах отражение данного интереса. Не приняв в соображение состояния общественного сознания, мы совершенно не могли бы объяснить себе историю права». То же самое можно сказать и относительно искусства, литературы, нравственности и других общественных явлений надстроечного порядка.
В-третьих, идеологическая работа, призванная духовно обеспечить практическую деятельность людей, должна строиться с учетом существующих состояний общественного сознания и необходимости формирования определенных состояний, поскольку последние сопровождают практическую деятельность людей. Чтобы подготовить соответствующее состояние общественного сознания, необходимо знать закономерности его формирования, в особенности те, которые выражают связь между идеологическим и социально-психологическим моментами сознания, теоретическим и обыденным сознанием. Так, установлено, что хотя определенные идеи и получают распространение в обществе, но далеко не всегда вызывают соответствующее состояние общественного сознания. Они определяют состояния сознания, а следовательно, и становятся руководством в практической деятельности лишь тогда, когда захватывают и область психологии людей, когда не только осознаются, но и переживаются людьми. Состояние сознания, как отмечалось, есть умонастроение. Идеологическая работа партии как раз и призвана создавать общественные умонастроения.
В-четвертых, от правильных представлений о состояниях общественного сознания во многом зависит успех борьбы против буржуазной идеологии. Наша пропаганда разоблачает философские, социологические, этические и иные взгляды буржуазных идеологов, показывая их научную несостоятельность и классовый смысл. Однако не всегда она достигает желаемых результатов, так как часто мы не сосредоточиваем борьбу на главных, основных концепциях, т. е. тех, которые оказывают воздействие на состояния общественного сознания. Известно, что идеологи буржуазии создают «новые» теории в большом количестве, но далеко не все из них оказывают сколько-нибудь заметное влияние на состояние сознания и сходят со сцены идеологической жизни так же быстро, как и появляются. Только глубокое знание состояний сознания в буржуазном и социалистическом обществе позволяет правильно выбрать объект борьбы и вести ее эффективно.
В-пятых, через выделение состояний сознания становится возможным выяснение механизма влияния духовных образований на деятельность людей, понимание активной роли сознания в жизни общества. Состояния сознания являются связующими звеньями между сознанием как процессом отражения действительности и практической деятельностью людей по изменению этой действительности. Перефразируя известное ленинское определение ощущения как непосредственной связи сознания с внешним миром, можно сказать, что состояния общественного сознания тоже суть непосредственные связи, но не в процессе отражения этого мира, а в процессе его изменения. Поскольку познание и изменение мира являются сторонами единой деятельности людей, то и состояния суть непосредственные связи сознания с реальной жизнью людей, их общественной практикой. Испытывая определенные состояния, общественное сознание и играет роль активной духовной силы в обществе.
Некоторые философы отвергают тезис о состояниях сознания и их активной роли в деятельности людей. Так, М. Я. Ковальзон отрицает активную роль за таким состоянием массового сознания, как общественное мнение. Он пишет: «К сожалению, многие товарищи рассматривают у нас общественное мнение как состояние сознания как духовную силу, не замечая, в какие противоречия они при этом впадают». М. Я. Ковальзон утверждает, что если бы состояния сознания действительно могли играть роль реальной силы, то морали, например, для охраны своих норм не потребовалось бы прибегать к общественному мнению, а она это делает.  
Он ставит вопрос: «Если сознание - это сила, то почему бы моральному сознанию самому себя не охранять?» «Но видимо, это невозможно», - отвечает он.
А почему же невозможно? Разве сознание и чувство совести людей не выступает такой «духовной силой», которая заставляет людей соблюдать моральные нормы? Вряд ли это можно отрицать. Свидетельством тому служит нравственный опыт людей, обобщенный в этических теориях. Пожалуй, трудно найти этическую теорию, которая бы не раскрывала роль совести людей в обеспечении моральных норм. Конечно, еще далеко не все члены общества даже в условиях социализма побуждаются к соблюдению норм своей совестью, поэтому и приходится обществу для обеспечения выполнения своих требований к личности прибегать к общественному мнению. По мере же возрастания сознания совести людей общество все реже и реже будет прибегать к силе общественного мнения, хотя последнее всегда будет стоять на страже нравственности.
Общественное мнение как состояние сознания, согласно взглядам М. Я. Ковальзона, не выступает социальной силой, ибо оно не выходит в этом случае за пределы сознания, а потому не может играть активную роль в жизни людей. «Нетрудно понять, - пишет он,-что чужое мнение может стать для нас чем-то действенным, может заставить нас считаться с ним, если оно связано с какой-то силой - силой авторитета или авторитетом силы». Совершенно справедливо: люди потому и прислушиваются в большинстве своем к общественному мнению, что последнее в их глазах как раз и обладает и «силой авторитета» и «авторитетом силы».
Общественное мнение в качестве состояния общественного сознания, утверждает М. Я. Ковальзон, не обладает такой силой, оно является лишь видимостью реальной силы. Он разъясняет, что за общественным мнением обычно следуют практические действия. Поэтому и само общественное мнение выходит за рамки сознания, ибо «включает в себя не только оценку данного поступка с точки зрения норм морали, но и определенные реальные отношения, складывающиеся в соответствии с этим сознанием, и определенные практические действия, в которых выражается отношение к человеку, творящему благо или зло».
Для объяснения действенной роли духовных образований, в том числе и общественного мнения, нет необходимости отождествлять духовное с практическими действиями людей. Такое отождествление приведет к стиранию всяких различий между духовными образованиями и общественной практикой людей, между субъективным и объективным. В самом деле, если мнение включает в свое содержание и реальные отношения и практическую деятельность людей, то оно перестает быть духовным явлением. В то же время реальные отношения и практические действия людей называются мнением, а последнее еще в древности относилось к сфере сознания.
Защищаемый взгляд порождает ряд вопросов: можно ли вообще говорить о роли духовных явлений в общественной жизни? Если можно о ней говорить, то в чем же она проявляется?
Настаивая на утверждении о том, что общественное сознание через переживаемые состояния проявляет свою активную роль в обществе, мы вполне отдаем себе отчет в том, что сами по себе идеи не совершают никаких действий, что для этого необходимы практические усилия людей. Но известное положение Маркса о том, что идея, овладевшая массами, становится материальной силой, вряд ли следует толковать в буквальном смысле. Получая распространение, идеи побуждают к определенной деятельности большие группы людей. Последние, объединяясь и совместно действуя, представляют собой действительно реальную, вполне материальную силу. Идея, побудившая людей к деятельности, фигурально выражаясь, тоже есть материальная сила. Однако она при этом не теряет своей духовной природы и не включает в свое содержание действий и отношений людей. Состояния сознания (в том числе и общественное мнение) составляют субъективную сторону реальных отношений и деятельности людей, выступая в роли движущей силы.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam