Наука и техника Наука и техника - Философия персонализма
  21.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Философия персонализма
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Философия персонализма
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
04.10.2010 г.
Философия персонализма открыто смыкается с религией. Проповедуя существование верховной божественной личности, персоналисты на практике зовут к смирению и покорности перед ее всемогуществом. Утверждая равенство личностей перед верховной личностью, равенство перед богом по духу, персоналисты фактически пытаются духовно обезоружить человека в борьбе за действительное равенство.
Теологическая сущность представлений о характере отношений материи и сознания находит яркое выражение у Маритэна и Гаррингтона, представителей неотомизма - одного из наиболее реакционных направлений современной объективно-идеалистической философии. Являясь открытыми защитниками церкви, неотомисты пользуются наукообразной философской терминологией для защиты религиозных идей, идеи бога как первопричины любой формы реальности, любого действия. Бог, существующий в себе самом, по мнению неотомистов, является высшей границей мира, творцом всего действительного. Материю неотомисты считают нижней границей всего существующего, пассивным материалом, из которого бог, вкладывая духовную сущность, создает все предметы. Эти духовные сущности в зависимости от их сложности занимают соответствующие места в иерархической лестнице, верхнюю ступень которой занимает бог. Религиозная идея существования у человека нетленной души, заключенной в бренном теле, занимает в писаниях неотомистов немалое место.
Какие бы нововведения не преподносились современными объективными идеалистами в представления об отношении природы и духа, классическая в этом отношении схема Платона - Гегеля остается и у них в основном неизменной. Первоначалом всего существующего считается идея, дух, личность, бог, одним словом, абстрагированная, обобщенная идеальная сущность. Если в соотношении духа и природы дух считается первичным, он объявляется первичным и по отношению к индивидуальному сознанию. Причина существования и развития индивидуального сознания заключается в абсолютной идее, идеальной сущности, в конечном счете в боге.
Для субъективного идеализма в решении проблемы отношения материи и сознания центр тяжести переносится на анализ индивидуального сознания. Все существующее, с точки зрения субъективных идеалистов, является совокупностью психических элементов, комбинацией ощущений. Психическое в разных его видах (ощущения у Беркли и Фихте, элементы мира у Маха и т. д.) ставится на место материального. По существу из концепций субъективных идеалистов материальное исчезает, внимание направляется на анализ соотношения разных форм психического, их связей, условий, при которых они выступают для человека то как вещественное, то как духовное. Цепь причинно-следственных отношений в этих концепциях начинается с психического, на психическом же и заканчивается. Логическим завершением хода мыслей субъективных идеалистов является представление о том, что эта цепь обрывается на психических явлениях отдельного индивида.
В махистской разновидности субъективного идеализма в наиболее отчетливом виде выступают характерные черты этой философии. «Пределы нашего Я, - писал Э. Мах, - могут быть настолько расширены, что они в конце концов включают в себе весь мир». Психическое включает весь мир потому, что «не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов (комплексы ощущений) образуют тела». Для махистов по существу безразличен вопрос, что считать содержанием сознания, в чем причина его существования, ибо они имеют дело только с разными формами психического. Внешний мир и субъект тождественны. «В том, что нам фактически дано, в функциональных отношениях, не изменяется ничего, безразлично, рассматриваем ли мы все данное как содержание сознания или отчасти либо вполне как нечто физическое».
Из подобного отождествления материи и сознания не выходят также представители субъективно-идеалистической концепции «принципиальной координации» (Р. Авенариус). Поскольку противочленом духа в «принципиальной координации» является не что иное, как комбинация психических элементов, то и здесь опускается материя и рассматривается только связь психических явлений. Одни из этих явлений более, другие менее сложны, одни из них обусловливают другие.
Широко известную концепцию Авенариуса о принципиальной координации отчетливо выразил в психологии А. Бинэ. «Материя, - писал он, - существует только благодаря различию и противоположности с духом и, что если бы духа не существовало, то также не существовало бы материи.. .» В основе определения реальности в психологической концепции Бинэ лежит субъективно-идеалистическая исходная позиция. «Воспринимание или сознавание,- утверждает он, - вот две формы, в которых может лишь выливаться реальность. Но реальность не есть синоним истины. Вопреки противоположному обычаю можно провести различие между этими двумя терминами. Реальность - это то, что воспринимается или сознается; истина - то, что согласуется с совокупностью нашего знания. Реальность есть функция чувств или идеации, истина же есть функция мышления, разума».
На махистских позициях стояли и другие крупные психологи. Среди них должны быть отмечены прежде всего В. Вундт и Э. Титченер.
Таким образом, центральная идея субъективно-идеалистических концепций заключается в том, что в ряду причинно-следственных отношений материи и духа духовное, психическое ставится на место физического. В итоге материя устраняется, а психическое объявляется причиной психического же.
К этому выводу в результате философских изысканий приходят махисты, неореалисты, прагматисты, семантики, неопозитивисты, экзистенциалисты и др.
Приведем несколько примеров того, как представители разных оттенков современных субъективно-идеалистических направлений, решая основной вопрос философии об отношении материи и сознания, преподносят лишь в разных формулировках по существу одинаковое понимание соотношения материального и идеального, физического и психического.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam