Наука и техника Наука и техника - Неопозитивисты
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Неопозитивисты
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Неопозитивисты
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
04.10.2010 г.
Так, неопозитивисты (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Вит-генштейн, В. Крафт, Ф. Кауфман, Б. Рассел и др.), постоянно подчеркивая, что их позиции нейтральны по отношению к материализму и идеализму, фактически отрицают существование объективных закономерностей, идеалистически понимают опыт, считают науку совокупностью представлений, переживаний человека. Самую постановку вопроса о существовании объективной действительности, внешнего мира, как источника сознания, как причины самих логических построений, неопозитивисты считают ненаучной, метафизической. Между тем логика самих философских исследований принуждает неопозитивистов решать вопрос об отношении материи и сознания.
И решение это на деле, несмотря на увертки, маскировку, является у них субъективно-идеалистическим. Так, Витгенштейн, утверждая, что мир является совокупностью не вещей, а фактов, сами факты считает результатом логических конструкций, построений. Аналогичное понимание соотношения материального и идеального имеет место и в философии Рассела. В своих рассуждениях о построении действительности на основе терминов, которыми описываются события, Рассел приходит к выводу, что сами события - это не что иное, как те же логические конструкции. «Дух и материя, - пишет он, - являются логическими построениями; элементы, из которых они строятся или выводятся, соединены различными отношениями, из которых одни изучаются физикой, а другие психологией»2. Согласно концепции Б. Рассела, мир «е существует объективно, независимо от человека и человечества. «. . .Обычный мир, - говорит он, - в котором, как мы уверены, мы живем, есть конструкция отчасти научная, отчасти же донаучная». Кариап, как он пишет сам, склонен думать, что термин «факт», не противоречащий обычному словоупотреблению, следует определить, как относящийся к определенному виду предложения.
Для семантического идеализма, как разновидности позитивистской философии (Вудбридж, Моррис, Чейз, Джонсон), характерна общая всем направлениям субъективного идеализма исходная позиция: субъект конструирует мир, элементами этого мира являются комплексы ощущений. По мнению семантиков, существование предметов, их качественная определенность зависят от того, как подходить к этим предметам, от тех умственных операций, которые применяет исследователь, имея дело с тем или иным явлением. Оценка самого существования факта зависит от взаимного соглашения по поводу того, как называть этот факт. Ссылаясь на то, что факты полностью зависят от точки зрения того, кто ими занимается, а в связи с этим любой факт может быть разным для разных людей, семантики приходят к выводу, что то, что называют фактами, является только теориями, созданными исследователями.
Единственным свидетельством в пользу существования факта, заявляют семантики, является интерпретация субъекта и в лучшем случае социальная согласованность. Замена индивидуального сознания отдельного субъекта коллективным сознанием в данном случае не меняет дела по существу: в теориях семантиков причиной внешнего мира остается субъективное, психическое, а внешний мир является производным от этого психического.
Не выходит за рамки субъективно-идеалистического решения вопроса о характере взаимоотношений сознания и внешнего мира и неореалистическая концепция (Мур, Пирри, Холт, Сполдинг). Предметом исследования этой теории остается субъект, а все то, что существует вне субъекта, является продуктом его познавательной деятельности.
Для экзистенциалистов (Ясперс, Марсель) основой всего является существование, понимаемое как Конкретно человеческое существование. Вне этого человеческого существования никакого другого существования нет. «Если я называю не-я миром, то я могу понять это не-я вместе со мной», - пишет К. Ясперс.
Отрывая «существование» от «сущности», подчеркивая первичность самого «существования» в противоположность признанию первичности существования материи, некоторые экзистенциалисты приходят к выводу, что первопричиной и самого «существования» и обусловленной им «сущности» является божественное первоначало. Субъективно-идеалистические представления о характере причинно-следственных отношений материи и сознания смыкаются таким образом с объективным идеализмом, с откровенно религиозным мировоззрением.
Дьюи считает, что объект и субъект не существуют раздельно друг от друга, они различаются лишь внутри опыта. Опыт, разумеется, в этой концепции понимается идеалистически. Не существуя независимо от субъекта, предметы объективного мира, по мнению прагматистов, являются результатом конструирующей деятельности сознания, человеческого опыта. Действительность предстает перед человеком в виде чувственно данного потока, в котором человек сообразно своему разумению и воле выделяет отдельные предметы. Субъект является причиной существования и изменения всей объективной действительности. Мир, по мнению прагматистов, есть то, что создал и создает человек.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam