Наука и техника Наука и техника - О субъективно-идеалистической философии
  12.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow О субъективно-идеалистической философии
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
О субъективно-идеалистической философии
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
04.10.2010 г.
Являясь одним из столпов прагматистской субъективно-идеалистической философии, Джемс предпринял попытку вообще отрицать реальность создания. По этому вопросу он выступил со специальной статьей «Существует ли «сознание»?». Вслед за Болдуином, Боденом, Кингом, Александером Джемс отрицает необходимость изучения сознания как психического явления и не считает возможным оперировать понятием «сознание». «Раз «сознание» уже так значительно испарилось, то это значит, что оно скоро совершенно исчезнет.
Оно не обозначает какой-либо сущности и не принадлежит к числу первых принципов. Приверженцы его ловят эхо, глухой гул, развеянный исчезающей душой в атмосфере философии».
В ряде своих статей и лекций Джемс заменяет понятие сознания понятием прагматически понимаемого опыта, опытных реальностей. Вслед за отрицанием субстанциальности сознания отвергается субстанциальность и материи.
«Мое положение, - пишет Джемс, - заключается в том, что если допустить существование одного только первоначального вещества, или мировой материи, вещества, объемлющего собою все, и если назвать это вещество «чистым опытом», то легко объяснить познавание, как особый вид взаимоотношения, в который входят различные элементы чистого опыта. Само это отношение представляет собою часть чистого опыта; один «член» его становится субъектом или носителем познания, познающим». За материей, как и за сознанием, отрицается реальность, оба они поглощаются всеобъемлющим понятием «чистого опыта». Отрицание сознания в концепции Джемса было не самоцелью, оно понадобилось для того, чтобы проще разделаться с реальностью материального.
Представители субъективно-идеалистических концепций, несмотря на разницу в терминологии и на своеобразие аргументации, в идеалистическом решении вопроса об отношении материи и сознания вполне единодушны. Для всех них характерно отрицание независимого, первичного существования материального, и утверждение того, что психическое, сознание, духовное играют конструирующую, созидательную роль. Духовное, с этой точки зрения, представляет собой причину существования материального.
Выход из тупика, в который зашло решение вопроса об отношении материи и сознания в идеалистических направлениях, возможен только на путях материализма.
История материалистической мысли дает поучительный пример поисков научных представлений о том, каковы действительные отношения материи и сознания. Успехи этих поисков зависели от накопления практического опыта людей, от развития естественных наук. Человеческая мысль все более и более глубоко проникает в тайну своего происхождения, находит действительные причины собственного существования.
Во всех философских материалистических концепциях, в которых в той или иной форме идет речь о сущности духовного, можно выделить два аспекта разрешения проблемы соотношения материи и сознания: во-первых, вопрос о причинной обусловленности духовного, сознания телесной деятельностью организма; во-вторых, проблема отношения этого духовного, сознания к внешнему миру.
Представители механистического материализма, в том числе и французские материалисты, не дали правильного ответа на вопрос о том, в чем заключается причина возникновения сознания как особого свойства материи. Так, например, Гольбах, считая, что сознание является свойством только соответствующим образом организованной материи, полагал, что само возникновение материи такого вида было случайным. Атомы в процессе своего движения и взаимодействия случайно образовали такие сочетания, которые стали обладать свойством духовного.
Новые бесспорные доказательства естествознания в пользу зависимости деятельности сознания от деятельности мозга философами иногда использовались для обоснования вульгарно-материалистических представлений о том, что мозг производит духовное так же, как материальные продукты производятся другими органами тела.
Проблема причинной обусловленности сознания не могла быть научно разрешена, пока рассматривались отдельно разные его стороны: либо зависимость сознания от деятельности мозга, либо обусловленность сознания воздействиями внешнего мира, объективной действительности. А фактически так оно и было во всей домарксистской философии, несмотря на попытки дать материалистическое понимание психических явлений.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam