Наука и техника Наука и техника - О французских материалистах
  14.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow О французских материалистах
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
О французских материалистах
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
04.10.2010 г.
В теориях познания французских материалистов XVIII в., как и русских революционных демократов 60-х годов XIX в., содержатся правильные положения о материальной причинной обусловленности психических явлений. Однако вопрос о специфике причинной обусловленности психики человека, его сознания, именно специфики, обусловленной связями человека с социальной средой, остался и у них без ответа.
Лишь диалектический материализм, опираясь на весь ход острейшей борьбы предшествующего материализма с идеализмом, используя данные передового современного естествознания, с единственно научных позиций решает проблему отношения материи и сознания, вопрос о причинно-следственных связях между ними.
Главным в диалектико-материалистическом решении; этой проблемы является: 1) признание вторичного, производного характера сознания как функции мозга, отражения действительности и 2) утверждение общественной детерминации человеческого сознания. Психика является продуктом развития материи, она представляет собой форму развития общего свойства материи - отражения. В «Материализме и эмпириокритицизме» В. И. Ленин отмечает, что «в фундаменте самого здания материи» можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением». «... Логично предположить, - пишет В. И. Ленин, - что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения...»
Указывая на преемственность в развитии форм отражения действительности в неорганической и органической природе, диалектический материализм вместе с тем подчеркивает, что психическое отражение, элементарной формой которого является ощущение, не тождественно формам отражения в неорганической природе. Изучение родственных, сходных черт разных форм отражения, исследование возникновения органической природы из неорганической привело к выводу, что неорганическая материя содержит в себе возможность возникновения ощущающих существ и что эта возможность становится действительностью только на определенной ступени развития природы, при наличии определенных условий. В природе самой материи, указывал Энгельс, заложено то, что с необходимостью привело к образованию мыслящих существ там и тогда, где и и когда были налицо соответствующие благоприятные условия.
Изменение внешних условий, развитие форм органической природы сопровождалось развитием, усложнением характерных свойств органического мира вообще, в частности его способности к психическому отражению. Линия развития этой способности начинается от возникновения элементарных ощущений животных до сложнейших форм отражения мира человеком, до возникновения его сознания. И как бы просты или сложны эти формы ни были, все они являются продуктом развития материи, свойством живых организмов. «Если... поставить вопрос, что же такое мышление и сознание, откуда они берутся, - писал Энгельс, - то мы увидим, что они - продукты человеческого мозга и что сам человек - продукт природы, развившийся в известной природной обстановке и вместе с «ней».
«Тот вещественный, чувственно воспринимаемый мир, К которому принадлежим мы сами, есть единственный действительный мир, - писал Энгельс в другом месте,- и... наше сознание и мышление, каким бы сверхчувственным оно ни казалось, является продуктом вещественного, телесного органа, мозга. Материя не есть продукт духа, а дух сам есть лишь высший продукт материи».
Являясь одним из свойств движущейся материи, развиваясь как функция нервной системы, психика выступает как особый продукт процессов, совершающихся в организмах. Обобщая достижения естествознания, В. И. Ленин в краткой формулировке выразил суть диалектико-материалистического взгляда на психическое как на свойство материального. «Материя, действуя на наши органы чувств, - писал он, - производит ощущение. Ощущение зависит от мозга, нервов, сетчатки и т. д., т.е. от определенным образом организованной материи... Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи».
Считая сознание продуктом длительного развития материи, диалектический материализм подчеркивает, что сознание является свойством высших форм материи, функцией головного мозга человека.
Сущность сознания как функции мозга заключается в отражении внешнего мира. Предмет, явление внешнего мира существует вне и независимо от сознания. Ощущения, представления возникают у человека в результате восприятия им внешних воздействий. Какие бы мысли дай возникали - в голове человека, они являются лишь образами предметов и явлений объективной действительности, более или менее точным их отражением. Дерево как образ возникает после того, как действительное, реальное дерево подействует на органы чувств человека, воспримется его мозгом.
Характеризуя эту существенную сторону сознания, Маркс писал: «Сознание (das Bewufitsein) никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием (das bewuflte Sein)». Тот же смысл заключается в положении Маркса о том, что «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». В. И. Ленин также подчеркивал эту мысль, когда он говорил, что «наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира, и понятно само собою, что отображение не может существовать без отображаемого, но отображаемое существует независимо от отображающего».
Зависимость, производность, вторичность сознания в данном случае характеризуется тем, что, в то время как существование материальных предметов и явлений не зависит от того, воспринимаем ли мы их, сознаем ли мы, что они существуют, в сознании человека нет ничего, чтобы так или иначе не отражало, не копировало, не воспроизводило действительно существующих в мире объектов, явлений, связей между ними и закономерностей их развития. И, несмотря на то, что есть много сторон, свойств, явлений действительности, которые человек не воспринимает при помощи своих органов чувств, не воспроизводит в своих ощущениях, восприятиях, нельзя утверждать, что в ощущениях, восприятиях человека существует хотя бы какой-то элемент, которому в действительности ничего бы не предшествовало, не определяло бы его тем или иным способом. Связей между явлениями внешнего мира, разумеется, тоже много больше, чем их отражает человек в своих понятиях. Но все, что есть в этих понятиях, является отражением действительных связей и взаимоотношений. Таким образом, ощущения, представления, понятия человека существуют лишь постольку, поскольку существуют внешние воздействия, объективные условия, вызывающие возникновение этих представлений, понятий.
Внешние предметы предшествуют осознанию этих предметов так же, как в своем развитии природа предшествовала появлению психики у животных организмов вообще, так же, как возникновение и развитие человеческого общества предшествовало появлению и развитию человеческого сознания в особенности.
Выражая материалистическую мысль о том, что психика является отражением внешнего мира, мы иногда допускаем неточность, граничащую с явной ошибкой. Эта неточность заключается в следующем. Говоря о том, что объективная действительность отражается в сознании, мы вольно или невольно скатываемся к противопоставлению сознания как экрана, зеркала, тому, что отражается в нем. Сознание наделяется свойством реальности, противопоставляемой объективной реальности внешнего мира. Выражение «отражается в сознании» аналогично выражению «отражается в зеркале». Сравнение сознания с зеркалом наводит на мысль о том, что сознанию приписываются некоторые субстанциальные свойства. Будучи само продуктом развития материи, сознание наделяется еще непонятными способностями отражать в себе. Материальной субстанции противопоставляется субстанция сознания. Ощущения, восприятия, представления, мышление, по логике этих рассуждений, являются свойствами этой субстанции, ее способностями.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam