Наука и техника Наука и техника - Отражение в сознании
  10.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Отражение в сознании
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Отражение в сознании
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
04.10.2010 г.
Неправильному, но довольно распространенному положению об «отражении в сознании» противостоит точная марксистско-ленинская формула о самом сознании как отражении. Сознание представляет собой отражение, непространственный, непрерывно и непрестанно изменяющийся процесс познания, переживаний и деятельности субъекта, процесс, не воспринимаемый непосредственно органами чувств. Но этот процесс переживания, это познавание и деятельность субъекта стоят в связи с воспринимаемыми и представляемыми предметами.
В психологической литературе под понятием «предмет» сознания понимается не всегда одно и то же. Часто оно заменяется не менее неопределенными понятиями: «объект» познания, «содержание» сознания. Представление идеалистической психологии о «предмете», «объекте», «содержании» сознания наводит на разные ассоциации то как о чем-то присущем этому сознанию, то как о чем-то внешнем ему. Эта терминология психологов не вполне точно отражает соотношение сознания и внешнего мира, она чрезвычайно неопределенна. И действительно, когда, например, речь идет о «предмете» сознания, то под этим может подразумеваться прежде всего то, что существует вне человека, независимо от него. Понятие предмета сознания охватывает прежде всего материальные вещи, их свойства, состояния и изменения, независимо от того, относятся ли они к прошлому, настоящему или будущему времени. Предметом сознания могут также стать все связи, отношения между предметами - пространственные, временные, причинные связи, отношения сходства и т. д. Предметом сознания из материального мира может быть собственное тело и тела других людей. Подобно материальному миру, психический мир может также стать предметом сознания. Предметом рассмотрения и внимания может быть психическая деятельность других людей, их особенности, переживания и практическая деятельность, отношения между индивидуумами, отношения между отдельными их свойствами, их переживаниями, состояниями и действиями. Предметом сознания могут стать и собственные психические качества, свойства, переживания, познавательная и практическая деятельность.
Для идеалистической психологии характерно сведение объекта сознания к психическому содержанию. Проблема соотношения предмета и сознания ограничивается идеальным. Всякое психическое явление в некоторых психологических концепциях представляется как некоторое состояние, предмет или объект и акт его познавания, чувствования, сознавания. Акт сознавания соответствующим образом направлен, а эта направленность имманентно присуща самому сознанию. В таких психологических концепциях возрождается средневековое понимание психики, разделяющее все сознание на сферу содержания и деятельности, соответственно на пассивное и активное начала.
Для материалистической психологии вопрос о сознании и его предмете не есть вопрос о соотношении разных состояний психики, например ощущения и мышления, а вопрос о соотношении объективного мира и сознания. Материальный мир или часть его служит предметом психической деятельности. Становясь предметом сознания, материальное не перестает быть материальным. Материальные вещи не становятся чем-то психическим, когда они воспринимаются субъектом. Правда, психические явления индивида становятся объектами его сознания в том случае, когда на них специально направляется внимание, в случае самосознания человека, как специального вида сознания. Но и в этом случае, сознавая ощущение как психический факт, человек имеет дело с ощущением как отражением явлений материальной действительности. Любой предмет сознания в конечном счете - объективная действительность. Непосредственно предметом сознания он является в ощущениях, будучи отраженным в восприятии, представлениях, он может стать предметом размышления. В итоге всякая психическая деятельность заключается в воспринимании материального мира и переживании его, в стремлении к нему, в деятельности в нем, с его предметами.
Между предметом вне субъекта и сознанием существует отношение предмета и его отражения. Отсюда и вытекают все различия между ними. Знания о предметах не есть сами предметы. Если, например, воспринимается голубой шар, то предмет представляет собой пространственно-объемную фигуру определенной формы и определенного цвета. Идеальный образ этого предмета не является пространственным, протяженным, шарообразным; он не окрашен в какой-либо цвет, он не материален. Все эти свойства принадлежат объективному предмету, а не психическому образу этого предмета. В этом случае мы можем и должны говорить о коренной противоположности предмета сознания и объективного предмета. В гносеологическом отношении материя и сознание противоположны. Сознание не есть материя, равным образом материя не является сознанием. Известно, что в своей работе «Сущность головной работы человека» (1869 г.) и в других статьях И. Дицген ошибочно утверждал, что дух не больше отличается от стола, света, звука, чем эти вещи отличаются друг от друга, ибо, по его словам, и нечувственное представление на самом деле чувственно, материально. «Телесным, физическим, чувственным, материальным явлением называется, - пишет И. Дицген, - тот общий род, к которому относится всякое существование, весомое и невесомое, тело и дух». Или дальше: «Понятие материи следует брать шире. К нему относятся все явления действительности, также и наша познавательная способность».
Анализируя эти и подобные высказывания Дицгена, В. И. Ленин писал: «Тут явная неверность. Что и мысль и материя «действительны», т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной - значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом». Предмет мысли и мысль о предмете противоположны: первое объективно существует, независимо от нашей мысли, второе является лишь отражением объективной реальности. В отношении же материи и сознания как свойства материи такой противоположности не существует, отличие между ними относительно. Абсолютное противопоставление материи и сознания за пределами гносеологии неизбежно ведет к дуализму. Однако, если не учитывать противоположности между сознанием и материей в пределах гносеологического вопроса, можно прийти к отождествлению материи и сознания. Результатом этого отождествления в истории философии были идеалистические представления, которые заключались в сведении материи к сознанию, и вульгарно-материалистические выводы, когда сознание поглощалось материей.
Признавая противоположность материи и сознания в гносеологическом плане, считая сознание отражением, образом объективного мира, мы видим приближение образа к своему оригиналу, известное их совпадение. Однако это соответствие, совпадение не есть поглощение материального идеальным и наоборот.
Идеалистическая психология не смогла разрешить метафизического противопоставления образа и объекта, выйти из всепоглощающего плена сознания.
Разграничение между существованием предмета и его восприятием, диалектика их связи, могут быть раскрыты только с материалистической позиции. Исходным положением этой позиции является то, что воспринимаемый объект существует вне и независимо от сознания, объективно, а сознание представляет собой не что иное, как только отражение этой объективной действительности.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam