Наука и техника Наука и техника - Об объекте сознания
  15.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Об объекте сознания
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Об объекте сознания
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
04.10.2010 г.
Идеалисты иногда говорят, что если считать объектом сознания внешний мир, то между сознанием и его содержанием трудно раскрыть действительную связь, ведь сознание и материя относятся к разным сферам действительности. Научное раскрытие «общей сферы», а следовательно, и связи сознания и материи предполагает материалистическое решение вопроса о природе существования объективной действительности (объекта сознания) вне и независимо от воспринимающего субъекта.
Связь сознания с его объектами устанавливается в реальной жизни, в практике человека. Эта практика доказывает, что объекты, которые человек отражает, продолжают существовать и тогда, когда он их не воспринимает. Различие между тем, что существует, и тем, что воспринято, совершенно реально. Внешний мир существует вне и независимо от сознания, а сознание является отражением этого мира.
Существование внешнего мира непрерывно, восприятие его при определенных условиях может быть нарушено. Существование внешнего мира универсально, всеобще, отражение его может быть разрозненным, несистематичным, неполным, в ряде случаев неадекватным и даже иллюзорным. Но, несмотря на все эти отклонения сознания от бытия, оно пои всех обстоятельствах остается отражением внешнего мира.
Материальный мир является основанием, условием, причиной существования сознания.
Положение о причинной обусловленности явлений сознания занимает центральное место в комплексе вопросов, касающихся соотношения материи и сознания.
Идеалисты и вульгарные материалисты рассматривают причинность механистически, метафизически. В идеалистической психологии формальное понимание причинности, не учитывающее сложных связей, борьбы и взаимопереходов причины и следствия, берет причину и следствие лишь как внешне связанные категории, вне их развития. Для идеалистической трактовки проблемы причинности сознания характерно представление о том, что одно психическое явление служит причиной другого психического явления, одна эмоция вызывает другую эмоцию, одна мысль вызывает другую мысль. Психическое служит причиной психического. Взаимосвязь причины со следствием осуществляется в пределах психического.
Механистический взгляд на причинность сознания заключается в требовании точно указать однозначное соответствие каждого психического явления строго определенному физическому воздействию. Если устанавливается факт, что именно это явление вызвало именно этот психический эффект, тогда будто бы доказывается, что психика подчинена закону причинности, а если такого соответствия установить не удается, то отрицается сам принцип причинной обусловленности психических явлений. Каждому явлению духа должен предшествовать именно этот, а не иной физический факт. С точки зрения механистической причинности возникшее психическое явление завершается физическим явлением - соответствующим определенным физическим изменением в мышцах, связках, железах. Каждому действию тела должно соответствовать определенное субъективное состояние. Если это устанавливается, можно признать, что психофизическая причинность существует, если нет - психофизическая причинность отвергается.
В действительности такого однозначного соответствия физического воздействия и психического состояния часто констатировать не удается. На факты несоответствия психики физическим воздействиям указывал еще И. М. Сеченов. Однако, несмотря на то что в ряде случаев нельзя найти адекватного однозначного соответствия психических явлений отдельным явлениям физического мира, диалектический материализм подчеркивает материальный источник происхождения психических явлений, их причинную обусловленность. Не существует отдельных, разрозненных физических явлений и соответствующих им разрозненных психических явлений. Преобразование энергии внешнего раздражителя в факт сознания осуществляется в формах, определяемых жизнедеятельностью организма как целого по законам деятельности его мозга. Сам мозг является органом, осуществляющим сложнейшие взаимоотношения организма с условиями существования. Своеобразие деятельности мозга определяет своеобразие процессов преобразования материального в идеальное.
Диалектико-материалистическое представление о соотношении материи и сознания исходит из признания взаимодействия между субъектом и объективной действительностью, взаимной связи сознания и внешнего мира. Будучи отражением объективной действительности, сознание человека, обусловленное обстоятельствами жизни общества, в свою  очередь  регулирует поведение, деятельность. Своей же деятельностью люди активно влияют на внешний мир, преобразуют природу, перестраивают общество. В этом влиянии сознания на бытие проявляется не только внутренняя активность субъекта, специфические закономерности его сознания, но вся история общества. Сознание не само по себе, взятое «не истории его развитая, вне жизнедеятельности человека, вне бытия субъекта, выступает причиной действия и изменения этим действием бытия, а причиной выступает оно как сознание бытия, как идеально воспроизведенное, осознанное бытие, как форма саморазвития материи. Осознанное в голове бытие выступает причиной действия человека лишь потому, что оно само является отражением бытия, продуктом его развития. Практическая деятельность является проверкой и ступенью этого проникновения субъекта  в объективную действительность, есть путь и средство взаимопроникновения субъекта и объекта, сознания и бытия.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam