Наука и техника Наука и техника - Общефилософская проблема
  11.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Общефилософская проблема
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Общефилософская проблема
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
04.10.2010 г.
Общефилософская проблема об отношении материи и сознания, проблема детерминации психических явлений конкретизируется как проблема соотношения объективного и субъективного. Поскольку в трактовке ее есть некоторая специфика по сравнению с тем, что рассматривалось выше, есть необходимость остановиться на этом вопросе специально.
Признание тождества субъективного и объективного, психического и  материального  означает  идеалистическое решение сложной проблемы. За отрицанием различия субъективного и объективного скрывается отрицание различий между сознанием и внешним миром, скрывается сомнение или твердое убеждение в том, что вне познающего субъекта нет объективно существующей действительности. Объект представляется лишь как объект познания, не существующий вне познавательной деятельности субъекта. Субъект же выглядит как сам себя познающий дух, а познание сводится к самосознанию. Такова идеалистическая точка зрения на этот вопрос.
Признание реальности сознания, независимого от существования объективной действительности, отрицание познаваемости их соотношения представляет собой также идеализм.
Реальность сознания обусловливается реальностью объективной действительности. Главное для сознания заключается в том, что оно - отражение действительности. В этом его сущность. Попытки свести субъективное к физиологическому, разложить его на физиологические, или физико-химические компоненты, объяснить субъективное данными одной лишь физиологии приводит к метафизической теории тождества психического и физического.
С нашей точки зрения, понятие сознания как идеального отражения действительности вовсе не исчерпывается указанием на его субъективность.
Сознание является свойством высокоорганизованной материи. Вместе с тем оно является отражением объективной действительности. Определяя ощущение как превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания, В. И. Ленин подчеркивал, что ощущение есть субъективный образ объективного мира. В определении «объективный», относящемся к характеристике внешнего мира, который отражается в ощущении, подчеркивается, что содержание отражения реально, - объективен его источник. Субъективность психики определяется принадлежностью ее определенному человеку, субъекту. Всякие попытки сведения психического к субъективному, а физиологического к объективному приводят к неправильному представлению о сущности отражения.
Между тем в литературе еще нередко встречается приравнивание объективного к физиологическому, с одной стороны, а субъективного к психическому - с другой. При этом ссылаются на известную формулу И. П. Павлова о слитии или наложении психического на физиологическое. Понимание этой формулы как слития объективного и субъективного следует считать неточным, а потому и неправильным.
Проблема отношения субъективного и объективного- двуединая проблема. В ней решается, во-первых, вопрос об отношении образа к тому, отражением чего этот образ является, и, во-вторых, вопрос об отношении отражения как свойства к своему материальному носителю - определенным образом организованной материи. Перенося же центр тяжести только на внутримозговые закономерности, отвлекаясь от внешних раздражителей, как от причин сознания, некоторые авторы односторонне решают проблему объективного и субъективного. Психическое не отражает идеально физиологического процесса, лежащего в основе этого процесса. Если взять условный рефлекс как явление физиологическое и вместе с тем психическое, то психическое не есть отражение физиологического того же условного рефлекса. Единство физиологического и психического в условном рефлексе возникает и реализуется во взаимоотношении нервной системы с объективным внешним миром. Вне анализа взаимодействия организма вообще и головного мозга в частности с внешним миром вопрос об отношении объективного и субъективного не может быть разрешен. Содержание явлений сознания, их сущность раскрывается только при учете постоянной связи, взаимодействия человека с внешним миром. Сознание само является одной из форм этой связи. Сознание является свойством, высшей деятельностью определенного конкретного индивида, находящегося в определенных взаимоотношениях со средой, представляющей собой для человека прежде всего систему тех или иных конкретно-исторических социальных отношений. Детерминация этой социальной средой жизнедеятельности человека является основой и определяющим моментом взаимоотношения объективного и субъективного в человеческой психике. Как направление развития телесной организации человека - общественного существа, так и содержание его создания определяются общественными условиями его существования.
Раскрытие природы психических явлений, качественных особенностей отражения в зависимости от развития материального субстрата и объективных внешних условий доказало, что сознание возникает только с возникновением человеческого общества и является в связи с этим продуктом общественного развития. Оно «с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».
Вопросу об общественной обусловленности сознания и связанных с этим некоторых особенностях, о чем будет сказано ниже, в отражательной деятельности человека, диалектический материализм придает большое значение.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam