Наука и техника Наука и техника - Общественная обусловленность
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Общественная обусловленность
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Общественная обусловленность
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
04.10.2010 г.
Общественная обусловленность возникновения сознания
Процесс возникновения и развития психики животных составляет предысторию человеческого отражения действительности. Если смена этапов развития психики животных, усовершенствование форм отражения было связано с усложнением условий существования, с изменением строения их нервной системы и органов чувств, то, естественно, и особенности отражения человеком внешнего мира связаны с особенностями условий существования человека, со своеобразием строения его организма вообще, головного мозга в частности.
.
Специфические особенности человеческого отражения обусловлены бытием человека и образом его жизни. Особенность бытия человека по сравнению с условиями существования животных состоит в его историческом, общественном характере. Особенностью образа жизни человека является трудовая деятельность.
Существенное отличие в отношениях организма животного со средой и отношениях человека к внешнему миру заключается в том, что человек не только приспосабливается к среде, но на основе познания объективных законов развития среды изменяет ее в соответствии со своими потребностями. Животное тоже своей деятельностью изменяет внешнюю природу и эти изменения в результате взаимодействия его организма и среды оказывают обратное воздействие на животных, но «это происходит без всякого намерения их стороны и является по отношению к самим этим животным чем-то случайным».
Несмотря на все многообразие связей организма животного со средой, несмотря на всю сложность его взаимоотношений, на «целесообразность» деятельности животного, оно «только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия...»,  действия животных «не сумели наложить на природу печать их воли». Что касается человека, то он своими действиями, вносимыми им изменениями, заставляет природу «служить своим целям, господствует над ней».
Господство человека над природой обусловлено тем, что он, открывая объективные законы внешнего мира, «добывает такие средства к жизни (в широчайшем смысле слова), которых природа без него не произвела бы».
Взаимодействие животных со средой осуществляется в ходе их инстинктивной деятельности. При этом инстинктивная деятельность рассматривается в широком смысле слова как деятельность, включающая безусловно-рефлекторные связи, цепь которых составляет инстинкты в собственном узком смысле слова, и условно-рефлекторные связи, возникающие в процессе индивидуального развития организма. Особенностью инстинктивной деятельности животных является ее приспособительный характер.
Появившийся новый вид деятельности человека - труд, коренным образом отличающийся от деятельности животных, является формой преобразующего взаимодействия человека с окружающей средой. «Труд, - писал Маркс, - есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек  своей  собственной  деятельностью   опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру  этих  сил  своей  собственной власти».
В труде, в способности людей изменять природу, создавать новое, то, что природой в готовом виде не дано, состоит самое существенное отличие между отношениями человека и животных к внешнему миру.
Это отличие настолько существенно, что оно, как учит Энгельс, делает невозможным перенесение законов жизни животных на человеческое общество.
Отличительными признаками труда по сравнению со всеми формами инстинктивной деятельности животных является изменение предметов природы посредством других предметов, роль которых выполняют орудия труда, изготовление орудий труда и общественный характер труда. Если животные и пользуются одними предметами для воздействия на другие предметы, то изготовление орудий труда недоступно даже высшим животным. Между тем «труд, - пишет Энгельс, - начинается с изготовления орудий» '.
В труде изменяются не только взаимоотношения человека с природой, но и с другими людьми.
«В производстве, - пишет К. Маркс, - люди вступают в отношение не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство».
Возникновение человека знаменовалось его специфическим, трудовым взаимодействием с природой и с другими людьми, существенным изменением отражения внешнего мира, возникновением сознания - специфически человеческой формы отражения действительности
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam