Наука и техника Наука и техника - Процесс преобразования материального
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Процесс преобразования материального
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Процесс преобразования материального
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
04.10.2010 г.
Процесс преобразования материального в идеальное, о котором говорит Маркс, и есть со стороны его психологической характеристики процесс осознавания действительности.
Для осознания человеком действительности необходимо не только выделение предметов и явлений из процесса непосредственного удовлетворения потребностей, но выделение и себя как деятеля, вносящего изменения в объективное соотношение предметов. 
«Животное непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью,- писал Маркс. - Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность - сознательная».
Процессы выделения человеком предметов (в природе), своей деятельности и самого себя взаимосвязаны. Результаты этого процесса фиксировались в мозгу человека в виде определенной системы образов, понятий, категорий, которые являются ступеньками процесса осознания человеком внешней природы и самого себя.
«Перед человеком, - пишет В. И. Ленин, - сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею».
Выделение человеком себя из природы означает вместе с тем превращение организма, особи в субъект. Это превращение связано с оформлением отражения как идеальной, духовной формы существования бытия.
Нам представляется, что отождествление понятия субъективности и сознательности, которое является исходной позицией концепции А. Киселинчева, не является правильным. Утверждая наличие психики у животных, А. Киселинчев считает, что психика животных не имеет свойства субъективности. Такое представление не согласуется с марксистско-ленинским определением психики как субъективного отражения объективной действительности. Субъективность является свойством отражения как человека, так и животных. Далее мы попытаемся показать, чем обусловлена эта субъективность. Указывая на существование элементов субъективности в отражении действительности животными, мы полагаем, что это субъективное отражение существует не в форме умственных образов. Субъективность отражения внешнего мира животными не тождественна субъективности отражения действительности человеком. Субъективность у животного непосредственно сливается с объективным процессом их жизнедеятельности, она лишь переживается особью. Для человека отражение выделяется из процесса его жизнедеятельности, а субъективность, как момент отражения, не только переживается, но и осознается им.
Человек осознает себя как деятеля и как обладателя определенными психическими свойствами, субъективными состояниями, как субъекта сознания: он осознает мысли, чувства, как принадлежащие ему самому. В человеке, отмечает Ф. Энгельс, природа приходит к осознанию самой себя.
Отражение человеком окружающего мира само становится предметом сознания. Мир для человека выступает двояко, с одной стороны, как внешний материальный мир и, с другой стороны, как внутренний идеальный мир, который является отражением внешнего мира.
Процесс осознания себя как существа, обладающего способностью идеально отражать внешний мир, является характерной особенностью специфически человеческого отражения действительности.
Идеальное отражение заключает в себе отношение человека к внешнему и внутреннему миру. Только у человека появляется отношение к тому, что отражается и возникает отношение к своим знаниям. Объективные взаимоотношения животного с внешним миром не существуют для животного как отношения. Не выделяя своего отражения от процесса жизнедеятельности, оно никак не относится к своим знаниям, так же как оно никак не относится и к тому, отражением чего эти знания являются.
Эта   мысль   подчеркнута   классиками   марксизма-ленинизма. «Там, где существует какое-нибудь отношение, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - оно существует для меня; животное не «относится» ни к чему и вообще не «относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение». Относясь к объективной действительности,   человек   соответствующим   образом относится и к знаниям о ней: он соотносит свои знания с внешним миром, оценивает их. Таким образом, одним из признаков сознательного отражения человеком объективной действительности является отношение субъекта к внешним воздействиям, оценка человеком их значения. Человеку, кроме отношений к природной среде, свойственно также  отношение  к  общественным  условиям своего существования. Будучи членом общества, человек так или иначе относится к другим людям, к труду, к принципам поведения. Отношение человека не является чем-то абстрактным, оно проявляется в его чувствах, желаниях и интересах.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam