Наука и техника Наука и техника - Взаимоотношение индивидуального
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Взаимоотношение индивидуального
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Взаимоотношение индивидуального
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
05.10.2010 г.
Взаимоотношение индивидуального и общественного сознания

Сознание, будучи процессом общественным по своей природе, является вместе с тем сознанием и отдельного человека.
Отражение природы и общества в голове человека существует в формах индивидуального сознания или в различных формах общественного сознания.
Индивидуальное сознание человека охватывает процессы осознания действительности определенным человеком и сознательные действия человека в то или иное время.
Общественное сознание - это понимание действительности определенным обществом или классом и особенности сознательной деятельности общества в целом или отдельных общественных групп.
Отражение общественного бытия общественным сознанием осуществляется в форме идеологии и общественной психологии.
Понятие «общественное сознание», таким образом, заключает в себе политические, правовые, нравственные, религиозные, художественные, философские и иные общественные взгляды, научные теории (включая и естественные), а также психологию различных общественных классов, национальные особенности психического склада различных наций и народностей. Общественная психология существует в форме преобладающих настроений, чувств, мыслей и т.д. того или иного класса, той или иной группы людей. Национальные особенности психического склада проявляются в обычаях, нравах, привычках, складе характера людей.
Индивидуальные и общественные формы сознания являются предметом изучения разных наук. Индивидуальное сознание изучает психология, общественное сознание является предметом общественно-исторических наук. В связи с этим проблема соотношения индивидуального и общественного сознания часто обсуждается как проблема отношения социологии и психологии.
Психологический анализ сознания заключается в изучении процессов возникновения сознания, изменения форм его проявления, происхождения из практики и реализации в практической деятельности. Психология рассматривает сознание в конкретной ситуации, в процессе его развития, изменения различных сторон, в единстве знания, переживания и деятельности.
Социология, изучая идеологию как отражение определенных общественных отношений, отвлекается от процесса переживания, как такового, а рассматривает ее как ту или иную форму общественной мысли, взятую главным образом со стороны ее содержания.
Психология охватывает весь процесс отражения человеком внешнего мира и отношение к нему, включая и такие психические явления, которые выражают сугубо личные интересы отдельного человека. Идеология, являясь совокупностью идей об обществе всего общества или определенного класса, рассматривает интересы не отдельного человека, а всего общества или определенного общественного класса.
Психология как наука рассматривает сознание как процесс в человеческом мозгу, который детерминируется общественной жизнью людей. Социология рассматривает содержание сознания как отражение общественного бытия, определяющего физиономию общества. Социология имеет дело не с сознанием как естественным мозговым процессом и его специфическими закономерностями, а с идеальной формой отражения, осознанием общественного бытия, общественных отношений людей.
Это различие необходимо проводить для того, чтобы избежать социологизирования предмета психологической науки, с одной стороны, и психологизирования социологии, с другой, чтобы избежать применения психологического метода при рассмотрении форм общественного сознания. Особенно распространенными в буржуазной науке в настоящее время являются тенденции последнего рода. Одну из попыток объяснения социальных явлений, исходя из психики человека, представляет фрейдизм. Общим для фрейдистов разных ориентации является стремление объяснить социальные конфликты, исходя из переживаний индивида, из столкновения его сознания: бессознательными, вытесненными, или подавленными инстинктами. Все общественные институты (государственные учреждения, семья и другие), все общественное развитие с его плавным ходом и конфликтами, революциями и т.д.) являются, по мнению психоаналитиков, результатом сложного взаимодействия влечений и выросших на их основе чувств.
В трудах Фрейда встречаются, правда, положения о влиянии общественной среды, цивилизации, на формирование психики человека. Но при этом сама общественная среда, цивилизация рассматривается как продукт столкновения психических процессов, главными из которых являются инстинкт жизни и смерти. Поскольку основным содержанием психической деятельности, согласно психоаналитической концепции, является беспрерывная борьба влечений человека, его инстинктов, а инстинкты- это врожденные, в конечном итоге биологически детерминированные деятельности, то социологические явления оказываются не только психологизированными, но и биологизированными. В теориях представителей так называемого культурного психоанализа (Фромм, Хорни и др.) решение проблемы детерминации психического, его соотношения с социальным остается по существу в рамках старого, классического фрейдизма. Основная мысль представителей «культурной школы» психоанализа по данному вопросу сводится к подчеркиванию значения культуры в возникновении и развитии нормального и патологического состояния психических процессов. Но происхождение самой культуры, ее содержание психологизируется, а социальное представляет собой своеобразное инобытие того же психического.
Попытка психологического объяснения социальных явлений характерна для психологических направлений в социологии. Философская сущность этих направлений заключается в субъективно-идеалистическом толковании общественной жизни.
Исходная позиция субъективно-идеалистических социологических концепций заключается в утверждении тождества социального и психического, на основе того, что общественная жизнь есть жизнь индивидов, наделенных сознанием. Такая точка зрения представлена у Богданова, взгляды которого получили основательную отповедь В. И. Ленина. По мнению Богданова, «в своей борьбе за существование люди не могут объединяться иначе, как при помощи сознания: без сознания нет общения. Поэтому социальная жизнь во всех своих проявлениях есть сознательно-психическая... Социальность нераздельна с сознательностью. Общественное бытие и общественное сознание, в точном, смысле этих слов, тождественны».
Богданов социальность сводит к психической жизни общества. В. И. Ленин показал, что из факта общения сознательных существ не следует вывода об отождествлении общественного бытия и общественного сознания. Социальность не совпадает с сознательностью. Социальность или, иными словами, общественная жизнь включает общественное бытие и общественное сознание. Не будучи тождественным общественному сознанию, общественное бытие является основой, базой общественному сознанию. Общественное сознание является отражением общественного бытия. Общественное бытие является определяющим, общественное сознание определяемым. Даже в тех случаях, когда теоретики предвидят характер будущего развития и создают идеи, которые становятся руководством к действию для людей, они опираются на действительно существующие факты, учитывают имеющие место в обществе тенденции, раскрывают объективные законы общественного развития.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam