Наука и техника Наука и техника - Субъективно-идеалистическая позиция
  19.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Субъективно-идеалистическая позиция
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Субъективно-идеалистическая позиция
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
05.10.2010 г.
Субъективно-идеалистическая позиция в социологии современных психосоциологов выявляется в стремлении заменить социологию психологией, отождествить их. Объявляя психологию наукой об основных движущих причинах общественной жизни, психосоциологи считают, что психология является одной из важнейших общественных наук, на базе которой строятся все остальные социальные науки (философия, право, этика, история и т. д.). 
Признание психологии основой прогресса, изменений государственного строя, классовых и национальных отношений, борьбы политических партий означает идеалистическое понимание закономерностей общественного развития. В связи с интересующим нас вопросом об отношении индивидуального и общественного сознания важно отметить, что для психосоциологических и микросоциологических концепций характерна замена понятия общественного сознания понятием социальной психологии и отождествление последней с индивидуальной психологией.
Отождествление социологии с психологией осуществляется путем сопоставления понятий социологии социальной психология. Эти понятия будто бы идентичны. Социальная же психология якобы является частью учения о психологии индивидуума. Психология индивида в концепциях психосоциологов объявляется источником, движущей силой общественной жизни. «Так как, - пишет Аш, - единственные действующие лица в обществе - индивиды, то все явления групповой жизни, все учреждения, верования и обычаи... обусловлены принципами индивидуальной психологии... Экономические институты есть выражение стремления индивидуумов к обладанию, семейные институты есть следствие стремления индивидуумов к удовлетворению половых потребностей, а политические институты есть проявление стремления индивидуумов к власти» '.
В социометрических изысканиях ряда современных социологов делается попытка дать количественную характеристику психических процессов, определяющих общественную жизнь. Существо дела остается и здесь субъективно-идеалистическим.
Как сведение социологии к психологии, вытекающее из отождествления общественного и индивидуального сознания, так и социологизация психологии, являющаяся результатом отождествления индивидуального сознания с сознанием общественным, свидетельствуют о метафизическом подходе к проблеме соотношения социологии и психологии.
Исходное положение концепций, в которых социологизируется психология, заключается в том, что человек является существом общественным. Это положение само по себе правильно. Но направление мыслей, которое принимают психосоциологи, является ненаучным. Общественно-историческая обусловленность возникновения и развития сознания не означает сведения психического к голой социальности. Одинаково неправомерно как представление будто социальное не заключает в себе ничего, кроме психического, так и представление о том, что положение об общественной сущности психики человека превращает психологию в науку лишь об общественном содержании отражения.
При обсуждении проблемы взаимоотношения индивидуального и общественного сознания часто возникает вопрос о том, что чему предшествует - индивидуальное сознание общественному или наоборот. Подобная постановка вопроса сама по себе толкает на ограниченный и неправильный ответ о причинной зависимости социологии и психологии.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam