Наука и техника Наука и техника - Объективированные результаты
  14.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Объективированные результаты
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Объективированные результаты
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
05.10.2010 г.
Объективированные результаты индивидуального сознания входят в состав общественного сознания, чувств, взглядов. Но общественное сознание является не только хранилищем данных индивидуального сознания. Общественное сознание влияет на выработку идей. Это влияние проявляется прежде всего во влиянии традиции. Вырабатывая те или иные взгляды, идеологию, авторы этих взглядов прежде всего отражают, конечно, положение своего класса в системе общественного производства и общественных отношений, но вместе с тем они через воспитание в определенных коллективах усваивают идеи, знания, накопленные их предшественниками. 
Классовые интересы идеологов, их положение в обществе определенным образом влияют на выбор материала прошлого, на характер его усвоения. Влияние прошлого на развитие индивидуального сознания может быть положительным или отрицательным. Но и в том и в другом случае традиция составляет как бы фон, на котором выступают рельефы идейных течений, направлений, взгляды отдельных мыслителей.
В силу того, что развитие сознания осуществляется под влиянием прошлого и каждая форма общественного сознания имеет специфические законы своего развития, формам общественного сознания присуща относительная самостоятельность. Известной относительной самостоятельностью обладают наука, философия, религия и другие формы общественного сознания.
«Раз возникнув, - писал Ф. Энгельс, - всякая идеология развивается в связи со всей совокупностью существующих представлений, подвергая их дальнейшей переработке. Иначе она не была бы идеологией, т. е. не имела бы дела с мыслями как с самостоятельными сущностями, которые обладают независимым развитием и подчиняются только своим собственным законам».
Относительная самостоятельность форм общественного сознания предполагает, разумеется, связь сознания с источником, породившим его, кроме того, она лежит в основе взаимодействия разных форм общественного сознания между собой. Связь между разными формами общественного сознания очень сложна и многообразна, но без учета этого многообразия и этой сложности невозможно понять как диалектику развития этих форм, самих по себе, так и связей общественного сознания с индивидуальным сознанием.
Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания нельзя понять вне процесса общения людей, обмена опытом  и результатами  познания. Этот  обмен   осуществляется в первую очередь непосредственно в производстве. Само же производство как деятельность коллектива людей невозможно без речевого общения. Речевое общение, передача в речи чего-либо, происходит путем обозначения в виде звуков, понятных для всех членов коллектива, выражающих одно и то же. Речевое общение осуществляется при помощи языка, общего для всех членов общества. Именно язык, являясь средством, орудием общения людей между собой, и составляет необходимое условие взаимодействия индивидуального и общественного сознания. Посредством языка отдельный человек овладевает общественным сознанием; посредством же языка продукты индивидуального сознания превращаются в достояние общественного сознания народа. В языке отлагаются знания так, как они складываются в истории развития науки, искусства, нравственности, в системе научных понятий, художественных образов. Именно язык, прежде всего являясь действительностью индивидуального сознания, представляет собой действительность общественного сознания. Будучи реальностью общественного сознания, он становится реальностью сознания и индивидуального.
Само возникновение общественного сознания невозможно без существования языка, как существование индивидуального сознания невозможно без существования речи. Связь индивидуального и общественного сознания в данном случае представляется как связь речи и языка. Язык общества служит одним из источников индивидуального сознания, тогда как речь - способом усвоения этого знания, способом обмена знаниями людей друг с другом. В речи человек обобщает свой опыт и передает его другим поколениям.
В. И. Ленин указывал на роль языка как средства выражения общего, сущности и закона в явлениях, т. е. как необходимого орудия абстрагирующей работы человеческого познания. Эта особенность языка закреплять в обобщенном виде результаты познавательной деятельности многих поколений определила его роль как фактора и условия существования и развития общественного сознания, его возникновения из сознания индивидуального и его влияния на индивидуальное сознание.
Через язык, благодаря его органической связи с речью, общественное сознание влияет на развитие индивидуального сознания. Включаясь в жизнь, индивидуум усваивает исторически сложившиеся результаты познания человечества. Подчеркивая зависимость познания индивида от опыта рода, Энгельс писал, что «теперь уже не считается необходимым, чтобы каждый отдельный индивид лично испытал все на своем опыте; его индивидуальный опыт может быть до известной степени заменен результатами опыта ряда его предков». Практически Робинзонов не существовало и не существует. Родившись, человек сразу попадает в среду, в которой люди занимают преобладающее место. Общение с ними постепенно вводит ребенка, по мере овладения им речью, в курс общественного сознания. Ребенок усваивает правила морали, элементы миропонимания, свойственные обществу, в котором он живет. Усвоение всех основных форм общественного сознания, господствующего в данном обществе, приобретает систематический характер в период школьного обучения, оно резко расширяется тогда, когда человек начинает трудиться и более осмысленно воспринимать увиденное, прочитанное. Это впитывание общественного сознания осуществляется в течение всей жизни человека.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam