Наука и техника Наука и техника - Кризис буржуазного сознания
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Кризис буржуазного сознания
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Кризис буржуазного сознания
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
19.06.2010 г.
Кризис буржуазного сознания проявляется прежде всего в отказе от прогрессивных завоеваний общественной мысли, которых достигла буржуазия, будучи еще революционным классом. Это касается и философии, где буржуазия отказалась от материалистических воззрений л взяла на вооружение идеализм; и социологии, где были отброшены взгляды на общество, отличающиеся революционно-критическим духом и обосновывающие социально-политические идеалы; и эстетики, где наблюдается «размывание» всех основополагающих эстетических понятий, отказ от реалистических тенденций в искусстве и т. д.
Кризис проявляется и в области морали, и в течениях политической мысли и других сторонах духовной жизни общества. В духовной жизни капиталистического общества идет интенсивный процесс «переоценки ценностей» с позиций того же класса буржуазии, но ставшей уже по своим экономическим и политическим устремлениям реакционным классом.
Переоценка ценностей с этих позиций неизбежно повлекла за собой потерю буржуазией исторической перспективы, общественных идеалов, отрицание сложившихся прогрессивных традиций, выхолащивание объективного содержания эстетических, философских, этических и иных понятий общественного сознания. Если, скажем, на заре капитализма идеологи буржуазии выдвигали и обосновывали социально-политические идеалы, что нашло свое выражение в известном требовании «свободы, равенства и братства», то в современных условиях буржуазия не может выдвинуть сколько-нибудь значительных идей, которые могли бы стать ее оружием в борьбе за умы люден. Пли, например, в эпоху подымающегося капитализма идеи и взгляды буржуазии в общем были проникнуты верой в общественный прогресс и носили оптимистический характер, сейчас же ее идеология проникнута неверием в будущее, в творческие возможности человека, является пессимистической.
Смена оптимизма пессимизмом в каждой из буржуазных стран зависела от конкретно-исторических условий развития, от переживаемых ими социальных катаклизмов. Так, Л. Гурко, прослеживая историю смены состояний оптимизма и пессимизма в США, пишет, что в американском обществе во второй половине XIX в. и в начале XX в. наиболее характерным состоянием был оптимизм. Но, «достигнув своей кульминационной точки и период бума 20-х годов, оптимизм лопнул с потрясающим треском во время биржевого краха 1929 г. Четыре года депрессии изменили его до неузнаваемости. Сочетав оптимизм с состоянием неуверенности и страха, эта катастрофа, постигшая нашу нацию, породила совершенно новое чувство», и этим чувством был пессимизм. Он проявился в настроениях различных слоев американского общества и нашел свое отражение в художественной, философской, этической литературе, в искусстве.
В современном буржуазном сознании место отброшенных прогрессивных идей занимают реакционные утопии о капитализме, изображающие все его реальные отношения в перевернутом виде. В них капитализм представляется как такой общественный строй, где уже обеспечена полная свобода личности, где будто бы исчезли различия между классами. Капитализм представляется таким обществом, где государство будто бы заботится о благе народа, сам же этот строй не является традиционным строем эксплуатации и угнетения, а есть «народный капитализм». Наряду с утопиями о капитализме в буржуазном сознании распространены извращенные представления о социализме и коммунизме «как закрытом обществе», где будто бы нет элементарных демократических свобод, где господствует тоталитарное государство. Цель такого рода реакционных утопий - нейтрализовать притягательную силу идей социализма, приукрасить капитализм и удержать народ в плену
Как бы ни усердствовала буржуазная пропаганда над распространением в массах реакционных утопий, последние не могут преодолеть кризисные состояния сознания. В капиталистических странах остро ощущается отсутствие больших конструктивных идей, широких взглядов на мир, общественных идеалов, которые позволяли бы господствующему классу буржуазии осуществлять руководство обществом, вести за собой народные массы.
В этих условиях идеологи буржуазии, во-перных, прибегают к заимствованию чужих принципов и идеалов, как об этом можно судить по концепции «великого общества» в США. Во-вторых, идеологи буржуазии, не находя общественных идеалов и оказавшись бессильными в борьбе за умы людей, принижают разум, интеллект, противопоставляя последний инстинкту, интуиции, слепой вере. В буржуазном сознании получает распространение иррационализм, антиинтеллектуализм. Современный антиинтеллектуализм отрицает позитивную роль передовых идей, науки в истории человечества. Распространение антиинтеллектуализма в настоящее время, когда достижения науки потрясают воображение людей и убеждают их в торжестве человеческого разума, свидетельствует лишь о необратимых изменениях деградирующего буржуазного сознания, переживающего состояние глубокого кризиса.
Такова самая общая характеристика состояния современного буржуазного сознания в сфере идеологии. Более конкретно о состоянии этой сферы можно судить по положению в политике, в праве, в искусстве и т. д. Так, например, характерной чертой буржуазной нравственности является аморализм, словесное признание общеобязательных норм поведения и нарушение их в практической жизни, вырождение таких основных этических понятий, как долг, честь, совесть, отрицание объективных критериев оценки поведения людей и т. д.' О наличии такого состояния морального сознания свидетельствует распространение в буржуазном обществе преступности, распущенности, лицемерия, цинизма. Состояние практической морали отражает буржуазная этика, многочисленные школы которой, по замечанию американского философа Б. Данэма, спорят уже не о том, какая норма может служить руководством в моральном выборе человека, а существуют ли вообще в сфере морали нормы поведения. Многие представители буржуазной этики проявляют нигилистическое отношение к вопросам о сущности морали, историческом характере ее норм, нравственной ответственности и другим коренным вопросам этики, объявляя их «метафизическими» и не заслуживающими внимания.
В сфере общественной психологии симптомами кризисного состояния являются прежде всего чувства страха, опустошенности, постоянного беспокойства. Эти чувства вызываются действием слепых сил капитализма, политикой «холодной войны». В капиталистическом мире чувством страха перед угрозой термоядерной войны охвачены миллионы людей. Страх окрашивает психологию целых социальных групп, и это состояние идеологи буржуазии нередко выдают за первопричину международной напряженности. Не политика с «позиций силы», проводимая империалистическими государствами, а именно психика людей будто бы ответственна за это. Например, американский специалист по вопросам «психологической войны» П. Лайнбарджер замечает, что люди в современном мире неуравновешенны и вспыльчивы, а эти качества «приводят к появлению страха, страх легко переходит в ненависть, ненависть быстро приобретает политические формы и способствует появлению реальной угрозы в виде атомной бомбы и управляемых снарядов».
Спекуляция в капиталистическом мире на страхе и других чувствах людей зашла так далеко, что создаются не только теории, оправдывающие страхом усиление международной напряженности, но и теории, возводящие страх в фактор обеспечения мира. Примером тому может служить концепция «равновесия страха». Согласно названной концепции, накопление термоядерного оружия может будто бы выступать надежным «сдерживающим фактором», когда страх на Западе и на Востоке «уравновесится». В действительности же накопление термоядерного оружия ведет не к «равновесию», успокоению страхов, а к их всемерному усилению.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam