Об общечеловеческом и классовом в сознании человека
Поскольку человек - существо общественное, то содержание его сознания обусловливается системой общественных связей, отношений, в которые вступает человек с другими людьми в процессе своей жизни и деятельности. Но, являясь существом общественным, человек вместе с тем есть и организм, обладающий определенным строением нервной системы, соответствующим развитием органов чувств.
Несмотря на особенности психики людей, живущих в условиях того или иного общественного строя, всем нормальным людям, живущим в разные исторические эпохи и принадлежащим к различным классам общества, присущи в известной степени общие психические черты. Даже в классовом обществе, при наличии классовых антагонизмов, вражды и национальных особенностей сознания, всем людям присущи и общечеловеческие свойства психики. Все люди независимо от общественных, классовых, национальных и расовых особенностей обладают способностью ощущать и воспринимать окружающий мир, запоминать и мечтать, мыслить и общаться между собой при помощи языка. Все люди переживают различные чувства и проявляют свою волю. Общие для всех людей психические особенности, отличающие их от животных (например, способность к логическому мышлению, к творческому воображению, к целенаправленным действиям и т.д.), формируются в ходе общественно-исторического развития человека. Например, с усложнением предмета труда и способов выполнения трудовой деятельности сознание людей обогащается новыми сведениями. С другой стороны, более развитое сознание, опыт, накопленный в процессе труда и специальных научных исследований, позволяют людям переходить к более совершенным видам производства. Общественное содержание сознания человека, постоянная взаимосвязь индивидуального и общественного сознания не означают, что психические 'Процессы: ощущения, восприятия, представления и т. д. сами по себе имеют классовый характер. Еще более определенно это можно сказать о физиологических явлениях, составляющих материальную основу психических процессов. Законы высшей нервной деятельности являются общими для людей разных классов, наций, общественно-экономических формаций. Существование индивидуальных особенностей восприятия, памяти, воображения, эмоций, мышления и т. д. зависит не от классовой принадлежности людей, а от типологических особенностей их высшей нервной деятельности. Резко выраженными эти особенности психических процессов встречаются лишь у отдельных представителей, но любого класса, любой нации, любой расы; они «е являются привилегией лишь одного какого-то исключительного народа. Кроме природной обусловленности, индивидуальные особенности психических процессов обусловливаются обстоятельствами индивидуальной жизни человека, лишь в конечном итоге отражающими классовую принадлежность индивида. Характеризуя соотношение общечеловеческого и классового в сознании человека, следует отметить, что разные психические процессы имеют разную степень классовости. Если психофизиологические функции, чувствительность, ощущения непосредственно не связаны с классовым содержанием сознания, то воля, интересы, мотивы и цели деятельности отражают общественное положение человека, его классовую принадлежность. Но рассматривая и такие психические явления, как волю, эмоции, следует не все относить за счет их классовой обусловленности. Общечеловеческое и классовое в сознании человека тесно связаны, переплетены, взаимно пронизывают друг друга. Примером сложного соотношения общечеловеческого и классового в сознании человека могут служить мышление и речь. Изменение социальных, экономических и правовых отношений людей неизбежно вызывает изменения в их мышлении. Однако формы мышления человека (суждение, умозаключение и т. д.) изменяются не как формы общественного сознания (философские, правовые и т. д. идеи). Мышление само по себе как способность отражения не представляет собой классового явления. Объективный мир един для всех. Законы его развития также едины. Одинаковыми у всех людей являются и законы отражательной деятельности их мозга - законы высшей нервной деятельности. При изменении классового положения людей, их положения в системе общественной жизни, эти законы остаются относительно неизменными. Что же касается содержания мышления человека, его философских, религиозных и политических взглядов, то оно определяется общественным положением человека, его классовой принадлежностью и изменяется вместе с изменением условий жизни людей на основе изменения экономического базиса, на основе изменения места человека в системе общественных отношений. Понятия и суждения людей наполняются другим содержанием, поэтому при рассмотрении одних и тех же вопросов представители разных классов делают разные выводы, хотя объективная истина едина, как един объективный мир и законы его отражения в голове человека. Это обстоятельство обусловливает то, что различные классы в своих интересах пытаются наполнить сами по себе безразличные к классам формы мышления содержанием, отражающим интересы этого класса. Классы не безразличны к мышлению людей, они используют законы и формы мышления в своих политических и экономических интересах, для обоснования и защиты своего мировоззрения. |