Наука и техника Наука и техника - Об общечеловеческом
  21.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Об общечеловеческом
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Об общечеловеческом
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
05.10.2010 г.
Об общечеловеческом и классовом в сознании человека

Поскольку человек - существо общественное, то содержание его сознания обусловливается системой общественных связей, отношений, в которые вступает человек с другими людьми в процессе своей жизни и деятельности. Но, являясь существом общественным, человек вместе с тем есть и организм, обладающий определенным строением нервной системы, соответствующим развитием органов чувств.
Несмотря на особенности психики людей, живущих в условиях того или иного общественного строя, всем нормальным людям, живущим в разные исторические эпохи и принадлежащим к различным классам общества, присущи в известной степени общие психические черты. Даже в классовом обществе, при наличии классовых антагонизмов, вражды и национальных особенностей сознания, всем людям присущи и общечеловеческие свойства психики. Все люди независимо от общественных, классовых, национальных и расовых особенностей обладают способностью ощущать и воспринимать окружающий мир, запоминать и мечтать, мыслить и общаться между собой при помощи языка. Все люди переживают различные чувства и проявляют свою волю.
Общие для всех людей психические особенности, отличающие их от животных (например, способность к логическому мышлению, к творческому воображению, к целенаправленным действиям и т.д.), формируются в ходе общественно-исторического развития  человека.   Например, с усложнением предмета труда и способов выполнения  трудовой  деятельности  сознание людей  обогащается новыми сведениями. С другой стороны,  более развитое сознание, опыт, накопленный в процессе труда и специальных научных исследований, позволяют людям переходить к более совершенным  видам  производства. Общественное содержание сознания человека, постоянная взаимосвязь  индивидуального  и  общественного сознания не означают, что психические 'Процессы: ощущения, восприятия, представления и т. д. сами  по себе имеют классовый характер. Еще более определенно это можно сказать о физиологических явлениях, составляющих материальную основу психических процессов.
Законы высшей нервной деятельности являются общими для людей разных классов, наций, общественно-экономических формаций. Существование индивидуальных особенностей восприятия, памяти, воображения, эмоций, мышления и т. д. зависит не от классовой принадлежности людей, а от типологических особенностей их высшей нервной деятельности. Резко выраженными эти особенности психических процессов встречаются лишь у отдельных представителей, но любого класса, любой нации, любой расы; они «е являются привилегией лишь одного какого-то исключительного народа.
Кроме природной обусловленности, индивидуальные особенности психических процессов обусловливаются обстоятельствами индивидуальной жизни человека, лишь в конечном итоге отражающими классовую принадлежность индивида.
Характеризуя соотношение общечеловеческого и классового в сознании человека, следует отметить, что разные психические процессы имеют разную степень классовости. Если психофизиологические функции, чувствительность, ощущения непосредственно не связаны с классовым содержанием сознания, то воля, интересы, мотивы и цели деятельности отражают общественное положение человека, его классовую принадлежность. Но рассматривая и такие психические явления, как волю, эмоции, следует не все относить за счет их классовой обусловленности. Общечеловеческое и классовое в сознании человека тесно связаны, переплетены, взаимно пронизывают друг друга. Примером сложного соотношения общечеловеческого и классового в сознании человека могут служить мышление и речь.
Изменение социальных, экономических и правовых отношений людей неизбежно вызывает изменения в их мышлении. Однако формы мышления человека (суждение, умозаключение и т. д.) изменяются не как формы общественного сознания (философские, правовые и т. д. идеи). Мышление само по себе как способность отражения не представляет собой классового явления. Объективный мир един для всех. Законы его развития также едины. Одинаковыми у всех людей являются и законы отражательной деятельности их мозга - законы высшей нервной деятельности. При изменении классового положения людей, их положения в системе общественной жизни, эти законы остаются относительно неизменными. Что же касается содержания мышления человека, его философских, религиозных и политических взглядов, то оно определяется общественным положением человека, его классовой принадлежностью и изменяется вместе с изменением условий жизни людей на основе изменения экономического базиса, на основе изменения места человека в системе общественных отношений. Понятия и суждения людей наполняются другим содержанием, поэтому при рассмотрении одних и тех же вопросов представители разных классов делают разные выводы, хотя объективная истина едина, как един объективный мир и законы его отражения в голове человека. Это обстоятельство обусловливает то, что различные классы в своих интересах пытаются наполнить сами по себе безразличные к классам формы мышления содержанием, отражающим интересы этого класса. Классы не безразличны к мышлению людей, они используют законы и формы мышления в своих политических и экономических интересах, для обоснования и защиты своего мировоззрения.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam