Наука и техника Наука и техника - Положение человека
  11.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Положение человека
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Положение человека
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
05.10.2010 г.
Если бы в мышлении людей не было общечеловеческого,  независимого  от  индивидуального,  группового, классового положения человека, то было бы невозможно понять, каким образом люди, отражая объективную действительность, в состоянии объединиться  и  на  основе своего познания целенаправленно изменять окружающую действительность. Чтобы участвовать в коллективной деятельности, какой является производство, необходимо понимать друг друга. 
А для этого необходимо, чтобы нечто общее, возникающее в результате познавательной деятельности многих людей, закреплялось в какой-то системе. В действительности так оно и есть. Этой системой является язык как основное средство обмена мыслями. Язык создан не каким-нибудь классом, а обществом в целом, рядом сменяющих друг друга поколений. Выполнить свою функцию - быть  средством  общения коллектива - язык может только потому, что в формах языка застыли сгустки мысли - понятия, которые понятны большинству общества. Если  бы  этого  общего в отражении не существовало, само общение было бы невозможно. Закрепляя общее  в  познавательной  деятельности людей, язык обслуживает все классы классового общества, всех членов общества.
Язык, являясь созданием общества как целого, в известной степени безразличен к различным классам, но различные классы не относятся безразлично к языку. Подобно логическим формам мышления, классы используют язык применительно к своим нуждам, в зависимости от своих общественных интересов.
Закрепляя результаты познавательной деятельности человечества, язык отражает национальные особенности того народа, который создал этот язык, и используется этим народом как средство общения. Общее содержание мысли облекается в разную национальную форму. Национальные особенности психики людей, отражаясь в языке, являются результатом жизни народа данной нации на протяжении истории на общей территории, результатом общности экономической жизни и культуры. Определенные экономические условия, многовековая история развития всей духовной жизни, культура народа определенной нации накладывают свой отпечаток на психологию этого народа. Возникает особый психический склад нации, национальный характер как плод, сгусток впечатлений жизни народа, нации в сложных, общих для него исторически сложившихся условиях.
Природные особенности, проявляющиеся прежде всего в особенностях нервной системы, также до известной степени характеризуют национальные особенности поведения и психики людей. Марксизм отрицает всякого рода биологизаторские измышления об особом строе мышления так называемых отсталых народов, бредни о том, что психика людей с белой кожей по своему уровню выше психики людей с цветной кожей. Однако марксизм признает, что представители одной нации обладают некоторыми особенностями психического склада, отличающими их от представителей других наций. В классовом обществе нация не является чем-то единым, она объединяет людей различных классов, разных общественных групп, поэтому национальные особенности сознания людей проявляются сквозь особенности их классовой психологии.
Общественное сознание в классовом обществе приобретает черты национальные и классовые и существует в индивидуализированной форме. Индивидуальное сознание не может быть не классовым и не обладать национальными особенностями. Но сознание индивида обладает большими частностями, чем сознание класса, общества в целом. В последнем случае сознание наиболее обобщено, абстрагировано от индивидуальных особенностей.
В классовом сознании людей отражается типичное, общее для представителей данного класса. Общее для класса проявляется индивидуализирование в сознании отдельных индивидуумов.
Классовое сознание может рассматриваться как идеология и как психология. Известно, что классики Марксизма-ленинизма говорили не только о психологии отдельного человека и об идеологии класса, но и о психологии класса, о классовой психологии. Касаясь отношения различных классов, общественных групп к своему общественному  положению,  их  оценок  происходящих событий, процесса отражения общественных изменений, В. И. Ленин неоднократно говорил о психологии крестьян,   чувствах   рабочих,   настроении  интеллигенции. Определенные общественные условия, условия материальной жизни, в основном одинаковые для представителей того или иного класса, вызывают одинаковую совокупность настроений, переживаний, чувств, привычек, навыков, черт характера, особенностей волевого поведения, мыслей, которые составляют психологию класса. В психологии класса непосредственно отражается жизнь его представителей. Психология класса возникает независимо от сознания отдельных личностей, стихийно, ее изменение обусловлено изменением реальных жизненных условий. Всякому сознанию, отражающему бытие, свойственно отставать от бытия. Психология класса также, отражая уже изменившиеся условия, сохраняет черты прошлого, закоренелые навыки, застоявшиеся  чувства.  Особенно резко видны эти пережитки старой психологии в исторические периоды, в которые резко меняются объективные условия, бытие людей, когда весь ход событий совершается убыстренными темпами. На этих крупных поворотах истории особенно наглядно видны родимые пятна прошлого, характер отставания сознания людей  от их бытия.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam