Наука и техника Наука и техника - Борьба противоположных классов
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Борьба противоположных классов
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Борьба противоположных классов
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
05.10.2010 г.
Борьба противоположных классов обнажает истинные помыслы, желания, стремления, выявляет все человечное в психике эксплуатируемых и подчеркивает всю бесчеловечность у представителей эксплуататорских классов. В капиталистическом обществе «...перед рабочим альтернатива: покориться судьбе, стать «хорошим рабочим», «верно» соблюдать интересы буржуа - и тогда он неизбежно превращается в бессмысленное животное или же противиться, всеми силами защищать свое человеческое достоинство, а это он может сделать только в борьбе против буржуазии».
В борьбе с угнетателями у рабочих формируется более человечное отношение к другим людям, возникает настоящий пролетарский гуманизм, в котором вся сложная гамма его чувств отражает его реальное бытие. Для рабочих «каждый человек - человек, между тем как для буржуа рабочий не вполне человек».
«Пролетарий, - писал В. И. Ленин, - ведет свою борьбу с величайшим самопожертвованием, как частичка анонимной массы, без видов на личную выгоду, на личную славу, исполняя свой долг на всяком посту, куда его поставят, добровольно подчиняясь дисциплине, проникающей все его чувство, все его мышление».
Ненависть же и гнев, которые выражаются в отношении к эксплуататорам, служат «доказательством того, что рабочие чувствуют, насколько нечеловеческим является их положение, что они не хотят допустить, чтобы с ними обращались, как со скотом...» Господствующие классы заинтересованы в том, чтобы рабочие оставались забитыми, прилагают усилия, чтобы задержать умственный рост эксплуатируемых классов. С этой целью идет усиленная идеологическая обработка сознания простого человека, распространяются предрассудки и суеверия, закрепляются пережитки в сознании рабочих.
Качественное изменение сознания при переходе от капитализма к социализму обусловлено изменением способа производства и коренным изменением господствующей идеологии. Социалистический способ производства освободил человека от эксплуатации. Труд стал свободным. Отношение к нему, тружеников резко изменилось. Новое, социалистическое отношение к труду - это главное, что появилось в сознании людей социалистического общества. Труд стал активным, творческим. Это главное изменение в сознании людей во многом определяет и другие особенности сознания человека при социализме. Перестройка сознания трудящихся при социализме осуществляется не только под влиянием изменившегося способа производства, реального общественного положения трудящихся масс, но и под влиянием новой социалистической идеологии, отражающей коренные интересы этих масс. Марксистско-ленинское мировоззрение, как истинно научное отражение объективных законов природы и общества, становится достоянием миллионов людей, определяет перестройку их духовного облика, силу их проникновения в сущность природных и общественных явлений.
Усвоение марксистско-ленинской теории, развитие науки и техники наряду с изменением условий материальной жизни способствуют борьбе с суевериями и предрассудками, с родимыми пятнами капитализма - пережитками в сознании людей.
Сознание при социализме превращается в величайшую активную силу, способствующую достижению невиданных успехов в овладении человеком тайнами природы и закономерностями общественного развития.
Усиливающаяся роль сознательного, намеренного регулирования общественной жизни еще более возрастает при переходе от социализма к коммунизму.
Путь изменения сознания при смене общественных условий наглядно обрисовал Энгельс: «Раз общество возьмет во владение средства производства, то будет устранено товарное производство, а вместе с тем и господство продуктов над производителями. Анархия внутри общественного производства заменяется плановой, сознательной организацией. Прекращается борьба за отдельное существование. Тем самым человек теперь - в известном смысле окончательно - выделяется из Царства животных и из звериных условий существования переходит в условия действительно человеческие. Условия жизни, окружающие людей и до сих пор над ними господствовавшие, теперь подпадают под власть и контроль людей, которые впервые становятся действительными и сознательными повелителями природы, потому что они становятся господами своей обобществленной жизни. Законы их собственных общественных действий, противостоявшие людям до сих пор как чуждые, господствующие над ними законы природы, будут применяться людьми с полным знанием дела, следовательно, будут подчинены их господству. Общественное бытие людей, противостоявшее им до сих пор, как навязанное свыше природой и историей, становится теперь их собственным свободным делом. Объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей,  поступают под контроль самого человека. И только с этого  момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда  приводимые ими  в движение общественные причины будут иметь в значительной и все возрастающей степени и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы».
Свобода, о которой говорит здесь Ф. Энгельс, это прежде всего свободный труд людей.
Практика социалистического строительства, развитие духовного облика социалистического общества являются неоспоримым тому примером. Положение марксистской психологии о том, что сознание не только проявляется, но возникает и формируется в деятельности, получает свое блестящее подтверждение в постоянном росте, изменении сознания человека в его трудовой деятельности.
Социалистическая организация труда способствует проявлению скрытых возможностей человеческой психики, обнаружению задатков, способностей людей.
Большое значение в изменении сознания человека имеет новая техника. Овладевая достижениями передовой науки и техники, люди приобретают новые навыки, умение, их опыт обогащается. Существенные изменения претерпевает и само отношение к труду. Труд в нашей стране рассматривается как дело большой общественной важности, как святая обязанность человека перед Советским государством. Труд превращается в первую жизненную потребность.
Изменившееся отношение к труду служит в свою очередь основой формирования высоких нравственных чувств, закаленной воли, стойкого характера. В процессе труда, на основе новых жизненных условий возникают новые отношения к обществу, к другим людям, к себе. Взаимоотношения между людьми строятся на принципах высокой коммунистической морали. Отношения к коллективу, обществу определяют глубоко гармоничное сочетание личных и общественных интересов личности, формируют мотивы поведения людей. Все эти стороны сознания человека становятся характерными его особенностями, превращаются в черты характера. Черты характера определяются отношениями личности к окружающему миру, к другим людям, к себе, отношениями, которые определяются образом жизни человека, его деятельностью. Эти многообразные отношения зависят также от мировоззрения личности.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam